Виртуализация социальной коммуникации в контексте проблемы инфантилизации личности

Научная статья
  • Анна Сергеевна Демиденко Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия ademidenko@sfedu.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0008-6470-007X
    Elibrary Author_id 893835
    SPIN 6607-7471
Для цитирования
Демиденко А. С. Виртуализация социальной коммуникации в контексте проблемы инфантилизации личности // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 6. С. 64-71. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.6.5 EDN: ASLQMA

Аннотация

Цель исследования: определить роль виртуализации социальной коммуникации в процессе инфантилизации личности.   Методологической базой исследования является междисциплинарный подход, а также теоретические разработки российских и зарубежных ученых в области осмысления феномена социальной инфантильности. Результаты исследования. В результате научно-технического прогресса и периода локдауна в 2020 году процесс перехода социальной коммуникации в виртуальное пространство усилился, что может привести к формированию новой социальной картины. Кроме того, переход к социальной коммуникации в онлайн-пространстве усиливает инфантилизацию посредством снижения внутреннего локуса контроля и ответственности перед участниками коммуникации. Перспективы исследования. Проблема виртуализации социальной коммуникации представляет научный и практический интерес в связи с тем, данный процесс усиливает инфантилизацию личности, которая несет в себе риски, затрудняющие взросление и формирование зрелой личности. Помимо этого, незрелая личность в будущем может стать примером для подражания, который не сможет транслировать подлинные ценности. 
Ключевые слова:
социальная коммуникация, инфантилизация, виртуализация

Биография автора

Анна Сергеевна Демиденко, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Преподаватель кафедры востоковедения

Литература

Демиденко А. С. Социальная инфантильность российской молодежи: специфика научного дискурса / А. С. Демиденко // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – Т. 10. – № 3-1. – С. 143–149. – DOI 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-143-149. – EDN XRTVEL.

Демиденко А. С. Рискологическая концепция изучения социальной инфантильности российской молодежи / А. С. Демиденко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2021. – Т. 14. – № 6. – С. 64–70. – DOI 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-143-149. – EDN ORXCPQ.

Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. – Москва: Академия, 2007. – 336 с.

Крюков Р. В. Виртуализация общения как ценность и феномен современного общества / Р. В. Крюков // Идеи и идеалы. – 2016. – № 3 (29). – С. 55–59. – DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-55-59.

Кузнецова Ю. А. Виртуализация общества: «киберпротезирование» социальных форм взаимодействия / Ю. А. Кузнецова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2021. – Т. 14. – Вып. 4. – С. 344–359. – DOI 10.21638/spbu12.2021.404. – EDN FYHLMK.

Мунасыпов И.М., Нигматуллина Э.Н., Савицкий С.К., Умаров М.Ф. Ключевые аспекты понятия «коммуникация» // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 7. – С. 75-79. – DOI 10.25586/RNU.HET.20.07.P.75. – EDN UPNVVR.

Ореховская Н. А. К вопросу определения понятия «социальная коммуникация» / Н. А. Ореховская // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 2. – С. 108–114. – EDN NHOKMD.

Habermas J. The Theory of Communicative Action / J. Habermas. – Boston, 1984.

The Dictionary of Coronavirus Culture / ed. by A. Bradshaw, J. Hietanen. – London: Watkins Media Limited, 2020. – 150 p.
Статья

Поступила: 28.10.2024

Опубликована: 18.12.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Демиденко, А. С. (2024). Виртуализация социальной коммуникации в контексте проблемы инфантилизации личности. Гуманитарий Юга России, 13(6), 64-71. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.6.5
Раздел
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО