Суверенное образование: социальные возможности и реалии

Научная статья
Для цитирования
Маршак А. Л., Анисимова Т. Г. Суверенное образование: социальные возможности и реалии // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 5. С. 92-107. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.5.7 EDN: AGLTIA

Аннотация

Цель исследования.  Представить современное состояние системы высшего образования в России и дать рекомендации по его совершенствованию. Методологическую основу составляют исторический анализ и принципы эмпирического исследования. Результаты исследования. Описание современного состояния системы преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе. Перспективы исследования. Перестройка преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе России. 
Ключевые слова:
образование, высшая школа, Болонский процесс, традиции, преемственность, модернизация образования, категоризация учреждений образования, суверенное образование, адаптация

Биографии авторов

Аркадий Львович Маршак, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра исследования социальной структуры и социального расслоения
Татьяна Германовна Анисимова, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования социальной структуры и социального расслоения

Литература

Анисимова Т. Г. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях современного российского общества. – Москва: Академика, 2016. – 304 с.

Анисимова Т. Г. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях современного российского общества: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Анисимова Татьяна Германовна. – Москва, 2016. – 365 с. – EDN MRQQGK.

Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура / А. Г. Бермус. – Москва: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2008. – 382 с.

Герасимов Г. И. Трансформация образования и социокультурный потенциал развития российского общества / отв. ред. Ю. Г. Волков. – Москва: Изд-во Социально-гуманитарные знания, 2005. – 311 с.

Горшков М. К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). В 2 т. Т. 2. / М. К. Горшков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: Новый хронограф, 2016. – 496 с.

На переломе веков: социодинамика российской культуры: [монография] / М. К. Горшков, С. Н. Комиссаров, О. И. Карпухин; ФНИСЦ РАН. – Москва: ФНИСЦ РАН, 2022. – 703 с. – DOI: 10.19181/monorg.978-5-89697-390-4.2022.

Горшков М. К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги – Москва: ФНИСЦ РАН, 2020. – 688 с. – DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020.

Долгов В. Г. Социология в ленинградском-санкт-петербургском университете: история становления (1985-1990 гг.) / В. Г. Долгов, А. А. Галактионов, В. Я. Ельмеев // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. 6. – № 3. – С. 25–30. – EDN OUPFKZ.

Иванов В. Н. Наше тридцатилетие (размышления по поводу…): 1993–2023 / В. Н. Иванов. – Москва: У Никитских ворот, 2023. – 136 с.

Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х) / Д. Л. Константиновский. – Москва: Центр соц. прогнозирования, 2008. – 551 с.

Малинкин А. Н. Реформа образования и науки в РФ: социологическая рефлексия в контексте новейшей российской истории / А. Н. Малинкин // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 21 / отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – Москва: ФНИСЦ РАН 2023. С.173–202. – DOI:10.19181/ezheg.2023.7.

Маршак А. Л., Рожкова Л. В. Социокультурная модернизация: монография / А. Л. Маршак, Л. В. Рожкова. – Москва: НИЦ «Академика», 2015. – 295 с.

Редько Л. Л. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие / Л. Л. Редько, Ю. А. Лобейко. – Москва: Илекса, 2008. – 294 с.

Шуметов В. Г. Анализ данных в эмпирической социологии: методы, программное обеспечение, практика / В. Г. Шуметов, Т. Г. Гудова; под общ. ред. В. Г. Шуметова. – Орел, 2010.

Data mining в эмпирической социологии: методология количественного моделирования: монография / В. Г. Шуметов, О. В. Лясковская, Т. Г. Гудова; под общ. ред. В. Г. Шуметова; М-во образования и науки Российской Федерации, Орловская региональная акад. гос. службы (ОРАГС). – Орел: Изд-во ОРАГС, 2011. – 275 с.
Статья

Поступила: 09.09.2024

Опубликована: 26.10.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Маршак, А. Л., & Анисимова, Т. Г. (2024). Суверенное образование: социальные возможности и реалии. Гуманитарий Юга России, 13(5), 92-107. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.5.7
Раздел
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО