Суверенное образование: социальные возможности и реалии
Научная статья
Для цитирования
Маршак А. Л., Анисимова Т. Г. Суверенное образование: социальные возможности и реалии // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 5. С. 92-107. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.5.7 EDN: AGLTIA
Аннотация
Цель исследования. Представить современное состояние системы высшего образования в России и дать рекомендации по его совершенствованию.
Методологическую основу составляют исторический анализ и принципы эмпирического исследования.
Результаты исследования. Описание современного состояния системы преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе.
Перспективы исследования. Перестройка преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе России.
Ключевые слова:
образование, высшая школа, Болонский процесс, традиции, преемственность, модернизация образования, категоризация учреждений образования, суверенное образование, адаптация
Литература
Анисимова Т. Г. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях современного российского общества. – Москва: Академика, 2016. – 304 с.
Анисимова Т. Г. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях современного российского общества: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Анисимова Татьяна Германовна. – Москва, 2016. – 365 с. – EDN MRQQGK.
Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура / А. Г. Бермус. – Москва: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2008. – 382 с.
Герасимов Г. И. Трансформация образования и социокультурный потенциал развития российского общества / отв. ред. Ю. Г. Волков. – Москва: Изд-во Социально-гуманитарные знания, 2005. – 311 с.
Горшков М. К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). В 2 т. Т. 2. / М. К. Горшков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: Новый хронограф, 2016. – 496 с.
На переломе веков: социодинамика российской культуры: [монография] / М. К. Горшков, С. Н. Комиссаров, О. И. Карпухин; ФНИСЦ РАН. – Москва: ФНИСЦ РАН, 2022. – 703 с. – DOI: 10.19181/monorg.978-5-89697-390-4.2022.
Горшков М. К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги – Москва: ФНИСЦ РАН, 2020. – 688 с. – DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020.
Долгов В. Г. Социология в ленинградском-санкт-петербургском университете: история становления (1985-1990 гг.) / В. Г. Долгов, А. А. Галактионов, В. Я. Ельмеев // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. 6. – № 3. – С. 25–30. – EDN OUPFKZ.
Иванов В. Н. Наше тридцатилетие (размышления по поводу…): 1993–2023 / В. Н. Иванов. – Москва: У Никитских ворот, 2023. – 136 с.
Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х) / Д. Л. Константиновский. – Москва: Центр соц. прогнозирования, 2008. – 551 с.
Малинкин А. Н. Реформа образования и науки в РФ: социологическая рефлексия в контексте новейшей российской истории / А. Н. Малинкин // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 21 / отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – Москва: ФНИСЦ РАН 2023. С.173–202. – DOI:10.19181/ezheg.2023.7.
Маршак А. Л., Рожкова Л. В. Социокультурная модернизация: монография / А. Л. Маршак, Л. В. Рожкова. – Москва: НИЦ «Академика», 2015. – 295 с.
Редько Л. Л. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие / Л. Л. Редько, Ю. А. Лобейко. – Москва: Илекса, 2008. – 294 с.
Шуметов В. Г. Анализ данных в эмпирической социологии: методы, программное обеспечение, практика / В. Г. Шуметов, Т. Г. Гудова; под общ. ред. В. Г. Шуметова. – Орел, 2010.
Data mining в эмпирической социологии: методология количественного моделирования: монография / В. Г. Шуметов, О. В. Лясковская, Т. Г. Гудова; под общ. ред. В. Г. Шуметова; М-во образования и науки Российской Федерации, Орловская региональная акад. гос. службы (ОРАГС). – Орел: Изд-во ОРАГС, 2011. – 275 с.
Анисимова Т. Г. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях современного российского общества: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Анисимова Татьяна Германовна. – Москва, 2016. – 365 с. – EDN MRQQGK.
Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура / А. Г. Бермус. – Москва: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2008. – 382 с.
Герасимов Г. И. Трансформация образования и социокультурный потенциал развития российского общества / отв. ред. Ю. Г. Волков. – Москва: Изд-во Социально-гуманитарные знания, 2005. – 311 с.
Горшков М. К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). В 2 т. Т. 2. / М. К. Горшков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: Новый хронограф, 2016. – 496 с.
На переломе веков: социодинамика российской культуры: [монография] / М. К. Горшков, С. Н. Комиссаров, О. И. Карпухин; ФНИСЦ РАН. – Москва: ФНИСЦ РАН, 2022. – 703 с. – DOI: 10.19181/monorg.978-5-89697-390-4.2022.
Горшков М. К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги – Москва: ФНИСЦ РАН, 2020. – 688 с. – DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020.
Долгов В. Г. Социология в ленинградском-санкт-петербургском университете: история становления (1985-1990 гг.) / В. Г. Долгов, А. А. Галактионов, В. Я. Ельмеев // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. 6. – № 3. – С. 25–30. – EDN OUPFKZ.
Иванов В. Н. Наше тридцатилетие (размышления по поводу…): 1993–2023 / В. Н. Иванов. – Москва: У Никитских ворот, 2023. – 136 с.
Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х) / Д. Л. Константиновский. – Москва: Центр соц. прогнозирования, 2008. – 551 с.
Малинкин А. Н. Реформа образования и науки в РФ: социологическая рефлексия в контексте новейшей российской истории / А. Н. Малинкин // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 21 / отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – Москва: ФНИСЦ РАН 2023. С.173–202. – DOI:10.19181/ezheg.2023.7.
Маршак А. Л., Рожкова Л. В. Социокультурная модернизация: монография / А. Л. Маршак, Л. В. Рожкова. – Москва: НИЦ «Академика», 2015. – 295 с.
Редько Л. Л. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие / Л. Л. Редько, Ю. А. Лобейко. – Москва: Илекса, 2008. – 294 с.
Шуметов В. Г. Анализ данных в эмпирической социологии: методы, программное обеспечение, практика / В. Г. Шуметов, Т. Г. Гудова; под общ. ред. В. Г. Шуметова. – Орел, 2010.
Data mining в эмпирической социологии: методология количественного моделирования: монография / В. Г. Шуметов, О. В. Лясковская, Т. Г. Гудова; под общ. ред. В. Г. Шуметова; М-во образования и науки Российской Федерации, Орловская региональная акад. гос. службы (ОРАГС). – Орел: Изд-во ОРАГС, 2011. – 275 с.
Статья
Поступила: 09.09.2024
Опубликована: 26.10.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Маршак, А. Л., & Анисимова, Т. Г. (2024). Суверенное образование: социальные возможности и реалии. Гуманитарий Юга России, 13(5), 92-107. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.5.7
Раздел
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО