Формирование сопричастности к истории страны студенческой молодежи посредством цифровых практик современных музеев

Научная статья
  • Елена Владимировна Сусименко Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова, Новочеркасск, Россия esusima@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7627-2051
    Elibrary Author_id 445931 SPIN 7112-8390
  • Галина Павловна Гринберг Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова, Новочеркасск, Россия galusya92120109@rambler.ru
    Elibrary Author_id 875601 SPIN 3322-6175
Для цитирования
Сусименко Е. В., Гринберг Г. П. Формирование сопричастности к истории страны студенческой молодежи посредством цифровых практик современных музеев // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 4. С. 165-178. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.4.12 EDN: LXOFSB

Аннотация

Цель исследования – показать возможности цифровых практик современных музеев для формирования чувства сопричастности к истории страны у студенческой молодежи. Методологическая база исследования. Для понимания сущности цифровизации современных музеев авторы использовали идеи, заложенные в акторно-сетевой теории, позволяющие представить взаимодействие между технологическими системами и социальным, организационным контентом музеев. Авторы также использовали теорию киберсоциализации, поскольку цифровые практики музеев органически вовлечены в киберсоциализацию молодого поколения. Результаты исследования. На примере участия студентов ЮРГПУ (НПИ) им. М. И. Платова в мультимедийном Федеральном проекте памяти, посвященном участникам ВОВ, «Музеи России – хранители будущего» в 2024 г. показан потенциал музеев в формировании чувства патриотизма, гордости за подвиг всего народа в победе над фашизмом. Отношение студентов к участию в проекте было выражено посредством написания эссе, в которых можно выделить следующие моменты: эмоциональный отклик на отдельные эпизоды ВОВ; восхищение подвигами малоизвестных героев войны; уважение, возникшее ко вкладу женщин в великую победу; удивление по поводу участия отдельных профессиональных групп в войне, например, работников музеев; заинтересованность в участии своей малой родины в войне. Позитивным также видится то, что большая часть студентов изменили свое отношение к музеям и планируют дальнейшее посещение музеев с целью расширения знаний об истории страны.   Перспективы исследования заключаются в дальнейшем исследовании роли музеев в культурно-исторической социализации студентов в контексте цифровых практик, используемых университетскими музеями.
Ключевые слова:
музеи, цифровизация, цифровые практики, студенты, история, ВОВ, подвиг

Биографии авторов

Елена Владимировна Сусименко, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова, Новочеркасск, Россия
Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой «Иностранные языки», Академия социальных исследований и гуманитарного развития
Галина Павловна Гринберг, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова, Новочеркасск, Россия
Кандидат социологических наук, ассистент кафедры социальных и гуманитарных наук Академии социальных исследований и гуманитарного развития

Литература

Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка / Васильева П. О., Качуровская Д. В., Михайлова А. В., Феоктисова С. Э. – Екатеринбург: Издательские решения, 2018. – 124 с.

Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapience’а до Homo Cyberus’a / В. А. Плешаков. – Москва: Прометей, 2012. – 45 с.

Радаев В. В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование. (первая часть) / В. В. Радаев // Социологический журнал. – 2020. – № 3. – С. 30–63.

Свиблова О. Что творится в музеях? / О. Свиблова, Ю. Шахновская // The Village. – 2013. – URL: http://www.the-village.ru/village/city/teatalks/128727-museums (дата обращения: 15.05.2024).

Шлыкова О. В. Динамика культурных практик в современном музее / О. В. Шлыкова // Художественное образование и наука. – 2019. – № 3. – С. 118–123.

Leonardi P. Digital Materiality? How Artifacts Without Matter, Matter / P. Leonardi // First Monday. – 2010. – No. 15(6). – URL: https://firstmonday.org/article/view/3036/2567 (дата обращения: 15.05.2024)

Luan M. Exploration of Yantai Natural Museum in the Collection and Digitization of Exhibits / M. Luan // Cultural Relics Identification and Appreciation. – 2022. – No. 7. – P. 61–64. – DOI: 10.20005/j.cnki.issn.1674-8697.2022.07.016.

Park J. An Actor-Network Perspective on Collections Documentation and Data Practices at Museums / J. Park // Museum and Society. – 2021. – No. 19. – P. 237-251.

Parry R. Recoding the Museum: Digital Heritage and the Technologies of Change / R. Parry. – London: Routledge, 2007.

Waller L. Curating Actor-Network Theory: Testing Object-oriented Sociology in the Science Museum / L. Waller // Museum & Society. – 2016. – No. 14 (1). – P. 193-206.
Статья

Поступила: 04.06.2024

Опубликована: 27.08.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Сусименко, Е. В., & Гринберг, Г. П. (2024). Формирование сопричастности к истории страны студенческой молодежи посредством цифровых практик современных музеев. Гуманитарий Юга России, 13(4), 165-178. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.4.12
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ