Управление процессом адаптации семей мигрантов к социальной среде принимающего общества

Научная статья
  • Павел Николаевич Лукичев Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия lukichev@inbox.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7018-8238
    Elibrary Author_id 371031
    SPIN 5266-4541
  • Назари Назри Ходжазода Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия confl_2006@mail.ru
Для цитирования
Лукичев П. Н., Ходжазода Н. Н. Управление процессом адаптации семей мигрантов к социальной среде принимающего общества // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 4. С. 81-91. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.4.5 EDN: IHUYRA

Аннотация

Целью исследования является анализ проблем, связанных с миграцией и адаптацией мигрантов к языковой и культурной среде принимающей территории. Особого внимания заслуживают семьи мигрантов, значительная часть которых представляет так называемую «безвозвратную миграцию». Методологическая база исследования. Для анализа и конструирования системы управления процессом адаптации семей мигрантов к культурной и языковой среде страны пребывания были использованы информационно-коммуникативный, субъектно-личностный, интеракционистский, бихевиористский методологические подходы, культурологические приемы, а также метод «включенного наблюдения».   Результаты исследования. Демографическая ситуация в современной России такова, что иммиграция является объективной реальностью. Это требует целенаправленного управления миграционными потоками, чтобы избежать негативных последствий в виде обострения социальных отношений между мигрантами и населением принимающей территории. Специфическим объектом управления выступает адаптация к новой культурной и языковой среде семей мигрантов, поселяющихся на долговременной основе в стране пребывания, особенно детей из этих семей. Большая часть мигрантов приезжает в Россию из бывших советских республик Средней Азии, где доминирующей религией является ислам. Однако здесь получили широкое распространение идеи радикального ислама и «исторические мифы» националистической окраски, которые мигранты приносят с собой. Нацеленные на молодежную среду, эти идеи оказывают негативное воздействие на межнациональные отношения, что определяет необходимость тщательной работы с молодежью из семей мигрантов. Перспективы исследования. Данная статья может помочь в принятии правильных решений и программ для адаптации семей мигрантов к социальной среде принимающего общества.
Ключевые слова:
миграция, адаптация мигрантов, культурная и языковая среда, инкультурация, управление миграционными потоками, управление процессом адаптации

Биографии авторов

Павел Николаевич Лукичев, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор социологических наук, профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности
Назари Назри Ходжазода, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Аспирант кафедры конфликтологии и национальной безопасности

Литература

Бедрик А. В. Институциональные практики регулирования антропотоков и межнациональных отношений в регионе / А. В. Бедрик, Д. Н. Стукалова // Философия права. – 2016. – Т. 6 (79). – С. 32–38.

Гафуров А. М. Отражение истории советского периода в школьных учебниках Таджикистана периода Независимости / А. М. Гафуров // Материалы международной конференции по проблемам преподавания истории в странах СНГ, Латвии и Эстонии, 11‒12 декабря 2007 г. ‒ Москва: Ин-т диаспоры и интеграции (Ин-т стран СНГ), 2007. – C. 142‒156.

Калинкин Г. А. Конструирование истории и посик национального «прамифа» в рамках нациестроительства в постсоветском Таджикистане / Г. А. Калинкин // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. Т. 6-2. С. 31‒34.

Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Странички из дневника. 2 января 1923 года. Т. 45 / В. И. Ленин. – Москва: Издательство политической литературы, 1970. ‒ 730 с.

Ломакина И. С. Проблемы мультикультурализма в сфере образования ЕС / И. С. Ломакина // Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 118‒126.

Лукичев П. Н. Общая теория социальной динамики: Основания и начала анализа / П. Н. Лукичев. – 2-е изд. – Москва: РУСАЙНС, 2017. – 324 с.

Маслоу А. Мотивация и Личность / А. Маслоу. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 352 с.

Мукомель В. И. Мигранты на российском рынке труда: занятость, мобильность, интенсивность и оплата труда / В. И. Мукомель // Статистика и экономика. – 2017. – № 6. – С. 69–79.

Омельченко Е. А. Образование детей мигрантов как вклад в будущее // Исторические исследования. 2018. № 11. С. 62‒70.

Погребицкая, Е. М. Адаптация детей мигрантов в условиях образовательной организации / Е. М. Погребицкая // Пермский педагогический журнал. – 2015. – № 7. – С. 106‒110.

Рязанцев С. В. Трудовая миграция в Россию: мифы и контраргументы / С. В. Рязанцев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2018. – Т. 26. – С. 718‒729.
Статья

Поступила: 04.07.2024

Опубликована: 26.08.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Лукичев, П. Н., & Ходжазода, Н. Н. (2024). Управление процессом адаптации семей мигрантов к социальной среде принимающего общества. Гуманитарий Юга России, 13(4), 81-91. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.4.5
Раздел
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО