Тенденции трансформации образовательного пространства российских вузов в условиях цифровизации общества

Научная статья
  • Ирина Владимировна Липчанская Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия lipiv@list.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7489-2545
    Elibrary Author_id 736024
    SPIN 8819-3081
  • Виктория Александровна Ражина Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону, Россия volynina.vika@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-1701-5896
    Elibrary Author_id 1073987
    SPIN 5668-6731
    ResearchID AAL-1531-2021
Для цитирования
Липчанская И. В., Ражина В. А. Тенденции трансформации образовательного пространства российских вузов в условиях цифровизации общества // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 3. С. 166-176. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.3.14 EDN: UAJLFZ

Аннотация

Цель исследования заключается в исследовании специфики тенденций цифровой трансформации образовательного пространства российской высшей школы. Методологическую базу исследования представляют положения теории информационного общества (Д. Белл, Е. Масуда), концепции сетевого общества (М. Кастельс), теории цифрового общества (Э. Шмидт, Дж. Коэн), цифровой экономики (Д. Тапскотт), подходы к цифровизации образовательного процесса (А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая). Результаты исследования. Активная цифровизация экономических процессов влечет за собой трансформацию образовательного пространства вузов, которая обусловлена необходимостью подготовки специалистов, способных успешно осуществлять профессиональную деятельность в новой цифровой среде. Важными инструментами для формирования цифровых компетенций становятся процессы сетевизации, медиативизации и платформизации образовательного процесса. Перспективы исследования. Проблема трансформации образовательного пространства российских вузов является перспективной для исследования дальнейших тенденций развития высшего образования в условиях цифровизации общества.
Ключевые слова:
образовательное пространство, цифровая экономика, цифровизация общества, сетевая коммуникация, медиатехнологии, цифровые платформы, цифровые компетенции

Биографии авторов

Ирина Владимировна Липчанская, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии
Виктория Александровна Ражина, Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Литература

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – Москва: Academia, 2004. – 788 с.

Ваганова О. И. Цифровые технологии в образовательном пространстве / О. И. Ваганова, А. В. Гладков, Е. Ю. Коновалова, И. Р. Воронина // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9, № 2(31). – С. 51–56.

Верескун В. Д. Модернизация и цифровизация образовательных технологий в современном университете / В. Д. Верескун, Т. Е. Исаева // Преподаватель высшей школы в XXI веке. – Ростов-на-Дону: Издательство РГУПО, 2023. – С. 90–97.

Восковская А. С. Применение инновационных стратегий обучения в условиях цифровизации современного образования / А. С. Восковская, Т. А. Карпова // Наука и образование: новое время. – 2019. – № 1 (30). – С. 738–746.

Гладилина И. П. Цифровое образовательное пространство: возможности и риски / И. П. Гладилина // Россия: тенденции и перспективы развития. – Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2023. – С. 355–357.

Докукина И. А. Организация децентрализованного управления на основе цифровых платформ распределенного реестра / И. А. Докукина, А. В. Полянин // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 27 (1). – С. 76–81

Жуковская Е. И. Цифровые платформы – важный аспект цифровизации высшего образования / Е. И. Жуковская // Открытое образование. – 2022. – Т. 26, № 3. – С. 30–40.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – Москва: ГУ ВШЭ, 2000. – 606 с.

Катханова Ю. Ф. Визуализация учебной информации средствами мультимедиа / Ю. Ф. Катханова, Е. А. Левашова, Г. М. Салтыкова // Преподаватель XXI век. – 2021. – № 3. Часть 1. – С. 187–192.

Комлев Ю. Ю. От цифровизации и сетевизации к цифровой девиантизации в обществе рисков / Ю. Ю. Комлев // Вестник экономики, права и социологии. – 2020. – № 2. – С. 154–159.

Константинова Д. С. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования / Д. С. Константинова, М. М. Кудаева // Экономика труда. – 2020. – Т. 7, № 11. – С. 1056–1071.

Кругликов С. В. Цифровые платформы как инструмент эволюции информационных коммуникаций / С. В. Кругликов, В. И. Ивашкин // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 47 (6). – С. 227–235.

Масалова Ю. А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов / Ю. А. Масалова // Университетское управление: практика и анализ. – 2021. – Т. 25, № 3. – С. 33–44.

Масуда Ё. Информационное общество как постиндустриальное общество / Ё. Масуда. – Москва: АСТ, 1983. – 452 с.

Одарюк И. В. Коммуникативная деятельность обучающих и обучающихся в условиях цифровизации образования / И. В. Одарюк, М. В. Максакова // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. – Курск: Изд-во КГМУ, 2021. – С. 240–244.

Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. – Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 с.

Фонотов А. Г. Коммуникации в эпоху цифровизации / А. Г. Фонотов // Управление наукой: теория и практика. – 2021. – Т. 3, № 4. – С. 29–35.

Чеха В. В. Цифровые платформы как новые субъекты образовательных отношений / В. В. Чеха // Science and School. – 2021. – № 3. – С. 81–93.

Штофер Л. Л. Перспективы и риски развития субъектности личности в условиях цифровизации образования / Л. Л. Штофер, О. М. Шевченко // Гуманитарий Юга России. – 2024. – Т. 13, № 1. – С. 114–124.

Шевченко О. М. Перспективы и риски цифровизации как тренда социального развития: культура и образование / О. М. Шевченко, Л. Л. Штофер // Вестник ЮРГТУ (НПИ). – 2022. – Т. 15, № 2. – С. 281–290.

Шмидт Э. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства / Э. Шмидт, Дж. Коэн; пер. с англ. С. Филина. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 368 с.

Frank R. D. The Social Construction of Risk in Digital Preservation. Journal of the Association for Information / R. D. Frank // Science and Technology. – 2020. – № 71(4). – Р. 474–484.

Tapscott D. The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence / D. Tapscott. – New York: McGraw-Hill, 2015. – 449 p.
Статья

Поступила: 08.04.2024

Опубликована: 27.06.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Липчанская, И. В., & Ражина, В. А. (2024). Тенденции трансформации образовательного пространства российских вузов в условиях цифровизации общества. Гуманитарий Юга России, 13(3), 166-176. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.3.14
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ