Реформа отечественной системы высшего образования в контексте стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации
Научная статья
Для цитирования
Кротов Д. В., Самыгин П. С., Самыгин С. И. Реформа отечественной системы высшего образования в контексте стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 3. С. 152-165. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.3.13 EDN: TKVEGX
Аннотация
Целью исследования состоит в анализе основных направлений реформирования системы высшего образования Российской Федерации, основных проблем и перспектив их реализации в контексте стратегии укрепления национальной безопасности страны.
Методологическую базу исследования составляют системный, диалектический, сравнительно-исторический и другие методы и подходы, позволившие авторам определить роль и место высшего образования в системе социальных институтов, установить характер взаимосвязи и взаимодействия между образованием и национальной безопасностью страны, исследовать особенности национальных стратегий в области преобразования систем высшего образования в России и других государствах, эволюцию реформы высшей школы.
Результаты исследования. Преобразование отечественной высшей школы на современном этапе должно быть направлено на создание более гибкой и адаптивной системы, призванной обеспечивать получение качественного образования, соответствующего потребностям современного рынка труда. На современном этапе образовательной реформы акцентируется внимание на практической составляющей функционирования системы вузовского образования: здесь предусматривается необходимость более активного взаимодействия, сотрудничества отечественных вузов с различными организациями, предприятиями, государственными учреждениями, что необходимо для обеспечения доступа обучающихся к профессиональной практике, реальным проектам, могущим быть реализованными на производстве. Реформирование системы высшего образования в современной России не является самоцелью, а выступает объективной необходимостью в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности, постоянно меняющейся внешней среды, будучи в конечном итоге направленным на укрепление национальной безопасности страны.
Перспективы исследования. Проблема реформирования современного российского высшего образования нуждается в углубленном анализе с целью определения перспективных путей и способов повышения эффективности функционирования отечественных вузов в контексте реализации стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова:
социальный институт, социальная мобильность, образование, высшее образование, воспитание, национальная безопасность, интеллектуальный потенциал, государственная политика
Литература
Бобыло А. М. Современная реформа высшей школы в контексте стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации: автореферат диссертации кандидата политических наук / А. М. Бобыло. – Владивосток, 2011. – 22 с.
Колесина К. Ю. Высшее образование в современной России: основные проблемы и перспективы развития / К. Ю. Колесина, П. С. Самыгин // Наука. Образование. Современность. – 2023. – № 3 (сентябрь). – С. 97–101.
Корякин К. В., Макаренкова Е. М. Проблемы реализации Болонского процесса в контексте российской системы высшего образования / К. В. Корякин, Е. М. Макаренкова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2017. Т. 12, № 6. – С. 167–173.
Лазар М. Г. Воздействие реформы высшего образования России на будущие кадры науки / М. Г. Лазар // Социология науки и технологий. – 2015. – Т. 6, № 1. – С. 47–56.
Любецкий Н. П. Кризис высшего образования в России как социокультурная катастрофа / Н. П. Любецкий, С. И. Самыгин, В. В. Касьянов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные наук. – 2017. – № 8-9. – С. 99–104.
Самыгин С. И. Реформирование высшей школы: отказ от традиций классического образования // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса / отв. редактор В. А. Мансуров. – Москва, 2020. – С. 4290–4295.
Колесина К. Ю. Высшее образование в современной России: основные проблемы и перспективы развития / К. Ю. Колесина, П. С. Самыгин // Наука. Образование. Современность. – 2023. – № 3 (сентябрь). – С. 97–101.
Корякин К. В., Макаренкова Е. М. Проблемы реализации Болонского процесса в контексте российской системы высшего образования / К. В. Корякин, Е. М. Макаренкова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2017. Т. 12, № 6. – С. 167–173.
Лазар М. Г. Воздействие реформы высшего образования России на будущие кадры науки / М. Г. Лазар // Социология науки и технологий. – 2015. – Т. 6, № 1. – С. 47–56.
Любецкий Н. П. Кризис высшего образования в России как социокультурная катастрофа / Н. П. Любецкий, С. И. Самыгин, В. В. Касьянов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные наук. – 2017. – № 8-9. – С. 99–104.
Самыгин С. И. Реформирование высшей школы: отказ от традиций классического образования // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса / отв. редактор В. А. Мансуров. – Москва, 2020. – С. 4290–4295.
Статья
Поступила: 24.05.2024
Опубликована: 27.06.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Кротов, Д. В., Самыгин, П. С., & Самыгин, С. И. (2024). Реформа отечественной системы высшего образования в контексте стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации. Гуманитарий Юга России, 13(3), 152-165. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.3.13
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ