Социальное манипулирование российской молодежью в социальных сетях
Научная статья
Для цитирования
Крупенко М. А. Социальное манипулирование российской молодежью в социальных сетях // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 2. С. 67-74. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.2.6 EDN: AQRUNC
Аннотация
Цель исследования: проведение анализа влияния контента в социальных сетях на формирование убеждений молодежи, разработка противодействующих стратегий в сотрудничестве с социальными платформами и правительственными структурами.
Методологическую базу исследования
составили социологические методы анализа. Методологически значимыми являются работы С. О. Елишева и И. М. Дзялошинского.
Результаты исследования. В результате исследования выявлено, что социальные сети подвергают российскую молодежь постоянному манипулированию с помощью различных видео- и аудиоматериалов, текстовых сообщений, отображая только выборочный контент, исходя из ее интересов. Это позволяет контролировать информацию, которую молодежь видит, и таким образом формировать ее мнение. В дополнение социальные сети являются местом общения и обмена информацией, а также часто используются для организации групповых мероприятий и массовых коммуникаций, тем самым формируя единое общественное мнение по различным вопросам.
Перспективы исследования. Для противодействия негативному социальному влиянию в интернете важно обращать внимание на образование молодых пользователей и развитие их медиаграмотности, а также разрабатывать технологии «положительного» манипулирования для доставки духовно-нравственного контента.
Ключевые слова:
социальное манипулирование, российская молодежь, социальные сети, цифровая манипуляция, цифровая грамотность
Литература
1. Дворянкин О. А. Методики информационного воздействия на человека, в том числе в Интернете / О. А. Дворянкин // Молодой ученый. – 2023. – № 4(451). – С. 334–342.
2. Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в масс-медиа / И. М. Дзялошинский // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2005. – № 1. – С. 29–54.
3. Елишев С. О. Средства, методы и технологии манипулятивного воздействия на современную молодежь / Е. О. Елишев // Представительная власть – XXI век : законодательство, комментарии, проблемы. – 2019. – №7–8 (174–175). –– С. 31–43.
4. Елишев С. О. Сущность манипулятивного управления в молодежной среде и его разновидности / Е. О. Елишев // Труд и социальные отношения. – 2018. – Т. 29. – № 4. – С. 156–173.
5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. – Москва: Алгоритм, 2017. – 464 с.
6. Кудзиева Ф. С. Манипулятивный контент в социальных сетях / Ф. С. Кудзиева // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021 г. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – URL: https://apni.ru/article/3121-manipulyativnij-kontent-v-sotsialnikh-setyakh (дата обращения: 12.01.2024).
7. Раупова Ш. А. Психологические манипуляции как скрытое принуждение и предпосылки усиления подверженности личности манипулятивному воздействию / Ш. А. Раупова, Х. Б. Раупов, Д. Шарипова // Молодой ученый. – 2016. – № 4(108). – С. 704–706.
8. Соколов А. В. Преимущества интернет-технологий в организации коллективных действий / А. В. Соколов // Власть. – 2017. – Т. 25. – № 12. – С. 33–38.
9. Чернова А. Д. Понятие манипуляции в общении / А. Д. Чернова // Молодой ученый. – 2019. – № 23(261). – С. 200–202.
10. Grebin N. Psychological determinants of the individual’s propensity to manipulate in interpersonal interactions // Journal of Education Culture and Society. – 2020. – № 6(1). – C. 108–119.
2. Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в масс-медиа / И. М. Дзялошинский // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2005. – № 1. – С. 29–54.
3. Елишев С. О. Средства, методы и технологии манипулятивного воздействия на современную молодежь / Е. О. Елишев // Представительная власть – XXI век : законодательство, комментарии, проблемы. – 2019. – №7–8 (174–175). –– С. 31–43.
4. Елишев С. О. Сущность манипулятивного управления в молодежной среде и его разновидности / Е. О. Елишев // Труд и социальные отношения. – 2018. – Т. 29. – № 4. – С. 156–173.
5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. – Москва: Алгоритм, 2017. – 464 с.
6. Кудзиева Ф. С. Манипулятивный контент в социальных сетях / Ф. С. Кудзиева // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021 г. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – URL: https://apni.ru/article/3121-manipulyativnij-kontent-v-sotsialnikh-setyakh (дата обращения: 12.01.2024).
7. Раупова Ш. А. Психологические манипуляции как скрытое принуждение и предпосылки усиления подверженности личности манипулятивному воздействию / Ш. А. Раупова, Х. Б. Раупов, Д. Шарипова // Молодой ученый. – 2016. – № 4(108). – С. 704–706.
8. Соколов А. В. Преимущества интернет-технологий в организации коллективных действий / А. В. Соколов // Власть. – 2017. – Т. 25. – № 12. – С. 33–38.
9. Чернова А. Д. Понятие манипуляции в общении / А. Д. Чернова // Молодой ученый. – 2019. – № 23(261). – С. 200–202.
10. Grebin N. Psychological determinants of the individual’s propensity to manipulate in interpersonal interactions // Journal of Education Culture and Society. – 2020. – № 6(1). – C. 108–119.
Статья
Поступила: 10.02.2024
Опубликована: 24.04.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Крупенко, М. А. (2024). Социальное манипулирование российской молодежью в социальных сетях. Гуманитарий Юга России, 13(2), 67-74. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.2.6
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ