Сравнительный анализ опыта переживания пандемии молодежи и пожилых людей на примере Санкт-Петербурга
Научная статья
Для цитирования
Галкин К. А. Сравнительный анализ опыта переживания пандемии молодежи и пожилых людей на примере Санкт-Петербурга // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 2. С. 59-66. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.2.5 EDN: ULTBJG
Аннотация
Цель исследования. В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования агентности пожилых и молодых групп населения. В исследовании мы рассматриваем, как отличаются особенности проявления агентности двух групп населения в рамках подхода к лечению, отношения к ограничительным мерам и отношения к возможностям современной медицины в преодолении новой коронавирусной инфекции. Целью – является выявление отличий в формировании подобной агентности у двух групп населения (пожилых и молодых) и определение ее особенностей.
Методологическая база исследования. Эмпирической базой исследования послужили полуструктурированные интервью с молодыми и пожилыми жителями Санкт-Петербурга. Всего было собрано 20 интервью с молодыми и пожилыми информантами. В рамках сравнительного исследования автор подчеркивает, что в формировании агентности пожилых и молодых людей наблюдаются отличия, а также отмечают, что различные повседневные сюжеты по-разному способствуют проявлению агентности у молодых и пожилых.
Результаты исследования. Исследование позволило сделать вывод, что для молодых людей важным было формирование агентности независимо от пандемийных ограничений и обладание свободой, позволяющей им не соблюдать подобные ограничения. Во время лечения заболевания молодые люди старались следовать проверенным траекториям и не искать возможные альтернативные пути в лечении, также пренебрегали поиском способов сделать лечение более эффективным, в отличие от пожилых людей, которые проявляли большую конформную агентность в соблюдении ограничительных мер, но при этом старались контролировать свое лечение и максимально проявлять проактивную позицию.
Перспективы исследования. Исследования агентности пожилых людей и молодежи в период глобальных трансформаций позволяет сделать вывод о том, как люди различных возрастов выражают свою проактивную позицию в период неопределенности и наступающих кризисов.
Ключевые слова:
молодежь, пожилые люди, пандемия COVID-19, агентность молодежи и пожилых людей в период пандемии, повседневная жизнь молодежи и пожилых людей в пандемию
Литература
1. Андреенкова А. В. Восприятие цифровизации школьного образования: исследовательские результаты онлайн-фокус-групп с учителями и родителями учеников / А. В. Андреенкова, Е. В. Дмитриева, А. В. Носкова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2022. – № 2 (168). – С. 272–291.
2. Келасьев В. Н. Адаптация пожилых петербуржцев к ситуации пандемии коронавируса / В. Н. Келасьев, И. Л. Первова // Успехи геронтологии. – 2020. – Т. 33. – № 6. – С. 1016–1026.
3. Козырева П. М. Особенности поведения пожилых людей в условиях распространения пандемии COVID-19 / П. М. Козырева, А. И. Смирнов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2022. – № 2 (847). – С. 159–167.
4. Сорокин П. С. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта / П. С. Сорокин, А. В. Зыкова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – № 5. – С. 216–241.
5. Jensen S. Q. Othering, identity formation and agency // Qualitative studies. – 2011. – Vol. 2. – № 2. – P. 63–78.
6. Mendes Á. et al. “That should be left to doctors, that’s what they are there for!” – exploring the reflexivity and trust of young adults when seeking health information / Á. Mendes et al. // Health communication. – 2017. – Vol. 32. – № 9. – P. 1076–1081.
7. Tarkar P. Impact of COVID-19 pandemic on education system / P. Tarkar // International Journal of Advanced Science and Technology. – 2020. – Vol. 29. – № 9. – Р. 3812–3814.
2. Келасьев В. Н. Адаптация пожилых петербуржцев к ситуации пандемии коронавируса / В. Н. Келасьев, И. Л. Первова // Успехи геронтологии. – 2020. – Т. 33. – № 6. – С. 1016–1026.
3. Козырева П. М. Особенности поведения пожилых людей в условиях распространения пандемии COVID-19 / П. М. Козырева, А. И. Смирнов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2022. – № 2 (847). – С. 159–167.
4. Сорокин П. С. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта / П. С. Сорокин, А. В. Зыкова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – № 5. – С. 216–241.
5. Jensen S. Q. Othering, identity formation and agency // Qualitative studies. – 2011. – Vol. 2. – № 2. – P. 63–78.
6. Mendes Á. et al. “That should be left to doctors, that’s what they are there for!” – exploring the reflexivity and trust of young adults when seeking health information / Á. Mendes et al. // Health communication. – 2017. – Vol. 32. – № 9. – P. 1076–1081.
7. Tarkar P. Impact of COVID-19 pandemic on education system / P. Tarkar // International Journal of Advanced Science and Technology. – 2020. – Vol. 29. – № 9. – Р. 3812–3814.
Статья
Поступила: 16.02.2024
Опубликована: 24.04.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Галкин, К. А. (2024). Сравнительный анализ опыта переживания пандемии молодежи и пожилых людей на примере Санкт-Петербурга. Гуманитарий Юга России, 13(2), 59-66. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.2.5
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ