Специфика рисков гуманитарной безопасности страны, связанных с особенностями восприятия студенчеством современных технологических инноваций

Научная статья
  • Лариса Григорьевна Титаренко Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь larisa166@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-5729-1430
    Elibrary Author_id 125898
    SPIN 7137-3014
Выражение признательности
Статья подготовлена при финансовой поддержке Государственной программы научных исследований Республики Беларусь «Общество и гуманитарная безопасность Белорусского государства» (№ госрегистрации 20211892, договор № 696/97).
Для цитирования
Титаренко Л. Г. Специфика рисков гуманитарной безопасности страны, связанных с особенностями восприятия студенчеством современных технологических инноваций // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 2. С. 15-25. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.2.1 EDN: XDCGTI

Аннотация

Цель исследования – выявить и описать основные риски гуманитарной безопасности, связанные с цифровой трансформацией белорусского общества и ее неоднозначными последствиями. В статье показано, что любое ослабление воспитательно-идеологического воздействия на студенчество со стороны учебных заведений и уменьшение роли изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла может приводить к недооценке молодежью ценностей культуры своего общества, росту ее отчуждения от среднего и старшего поколения в нашем обществе. Методологическую базу исследования составляют положения теории цифровой трансформации общества и четвертой промышленной революции (М. Кастельс, К. Шваб), теории «общества риска» (У. Бек, О. Яницкий), включая ее приложение к молодому поколению (Ю. Зубок), теории «общества знаний» (Н. Стер) и концепции цифровизации общества и образования (П. Норрис, А. Вербицкий). Результаты исследования показывают, что инновационный процесс цифровой трансформации является сложным и противоречивым, а его социальные последствия двойственны. Молодому поколению студенчества далеко не всегда понятно, сколько рисков и угроз может быть связано с цифровизацией разных сфер жизни, включая образование. Они рассчитывают на будущее карьерное продвижение благодаря знаниям цифровых технологий, на расширение возможностей досуга и рост свободы действия и не задумываются о негативных возможностях воздействия цифровых технологий на здоровье, окружающую среду, образ жизни. Свойственная студентам абсолютизация позитивных возможностей цифровой трансформации имеет оборотную сторону, которая заключается в недопонимании цифровых и иных рисков современных технологических инноваций, недооценке гуманитарных ценностей общества, непреднамеренном формировании технократического мировосприятия. Перспективы исследования. Проблемы рисков гуманитарной безопасности молодого поколения страны, связанных с противоречивым развитием цифровой трансформации, состоят в продолжении теоретической разработки концепции современных рисков для общества в условиях новых вызовов, а также в сборе нового эмпирического материала, который позволил бы оценивать эти риски для каждой социальной группы общества в динамике.
Ключевые слова:
цифровые технологии, инновационное развитие общества, гуманитарные риски цифровизации, студенчество, система высшего образования

Биография автора

Лариса Григорьевна Титаренко, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь
Доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии

Литература

1. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну / У. Бек; пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. – Москва: Прогресс-Традиция, 2000. – 383 с.

2. Бенанав А. Автоматизация и будущее труда / А. Бенанав // Экономическая социология. – 2022. –Т. 23. – № 3. – С. 92–108.

3. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А. А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 1(6). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019. (дата обращения: 12.11.2023).

4. Волков Ю. Г. Социокультурные травмы современного российского общества / Ю. Г. Волков // Социологические исследования. – 2022. – № 3. – С. 13–23.

5. Звездкин Н. М. Национальная патриотическая культура: тенденции и направления развития / Н. М. Звездкин // Белорусская думка. –2023. – № 11. – С. 89–96.

6. Зубок Ю. А. Риск в социальном развитии молодежи / Ю. А. Зубок // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 1. – С. 147–162.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – Москва: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

8. Лазаревич А. А. Становление информационного общества. Коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизованные основания / А. А. Лазаревич. – Минск: Белорусская наука, 2015. – 689 с.

9. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование / Н. Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2019. – Т. 25, № 2. – С. 84–88. – DOI 10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88.

10. Татаринцева Р. И. Дистанционный формат обучения: вопросы остаются / Р. И. Татаринцева // Гуманитарий Юга России. – 2023. – Т. 12, № 3. – С. 106–121. – DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.3.9.

11. Титаренко Л. Г. Цифровизация обучения: восприятие студентами дистанционного обучения и рисков / Л. Г. Титаренко // Вопросы философии. – 2023. – № 1. – С. 115–124. – DOI 10.21146/0042-8744-2023-1-115-124.

12. Титаренко Л. Г. Цифровизация обучения: движущая сила модернизации системы высшего образования или гуманитарная угроза? / Л. Г. Титаренко // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. – 2022. – 1. – C. 33–41. – DOI: https://doi.org/10.33581/2521-6821-2022-1-33-41

13. Титаренко Л. Г. Цифровизация обучения: движущая сила модернизации системы высшего образования или гуманитарная угроза? / Л. Г. Титаренко // Журнал БГУ. Социология. – 2022. – №1. – С. 58–69.

14. Тоффлер Э. Третья волна / Э.Тоффлер. – Москва: АСТ, 2004. – 781 с.

15. Тощенко Ж. Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа / Ж. Т. Тощенко. – Москва: Весь Мир, 2020. – 352 с.

16. Чернавин Ю. А. Цифровое общество: теоретические контуры складывающейся парадигмы / Ю. А. Чернавин // Цифровая социология. – 2021. – Т. 4, № 2. – С. 4–12.

17. Шевченко О. М. Цифровое неравенство в современном российском обществе: уровни и социальные последствия / О. М. Шевченко // Гуманитарий Юга России. – 2023. – Т. 12, № 1(59). – С. 54–65.

18. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. – Минск: Эксмо АСТ, 2016. – 208 с.

19. Яницкий О. Н. Социология риска / О. Н. Яницкий. – М.: Изд-во LVS, 2003. – 192 c.

20. Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society / M. Castells. – Oxford: Oxford University Press, 2002. – 304 p.

21. Jones M. O. Digital Authoritarianism in the Middle East: Deception, Disinformation, and Social Media / М. Jones. – Oxford: Oxford University Press, 2022. – 272 p.

22. Norris P. Digital Divide: Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide / P. Norris. – Cambridge: Cambridge University Press, 2001. – 330 р.

23. Stehr N. Knowledge Societies / N. Stehr. – London: Sage, 1994. – 304 p.
Статья

Поступила: 14.02.2024

Опубликована: 23.04.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Титаренко, Л. Г. (2024). Специфика рисков гуманитарной безопасности страны, связанных с особенностями восприятия студенчеством современных технологических инноваций. Гуманитарий Юга России, 13(2), 15-25. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.2.1
Раздел
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО