Социальная ответственность бизнеса перед внутренними стейкхолдерами в период пандемии
Научная статья
-
Евгений Яковлевич Виттенберг
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
intelban@mail.ru
Elibrary Author_id 72616Для цитированияВиттенберг Е. Я. Социальная ответственность бизнеса перед внутренними стейкхолдерами в период пандемии. — Социологическая наука и социальная практика, 2022. Т. 10. № 2. С. 7-25. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.2.9024
Аннотация
Статья посвящена анализу социальной ответственности российского бизнеса перед внутренними стейкхолдерами в форс-мажорной парадигме пандемии коронавируса. В статье показано, насколько отечественный бизнес был социально ответственным в сохранении своих предприятий и рабочих мест, в поддержании уровня оплаты труда сотрудников. Кроме того, в статье проанализирован уровень социальной ответственности бизнеса (СОБ) и в ряде новых сфер, возникших в период пандемии, а именно: ответственность за обеспечение эпидемиологической безопасности на рабочих местах, за вакцинацию сотрудников, за организацию удалённых рабочих мест, за применение новых менеджериальных решений в условиях работы онлайн, за поддержание благоприятного рабочего климата в условиях отсутствия возможности работы сотрудников face-to-face и т. д. Отмечая, что бизнес в целом проявил и проявляет социальную ответственность перед внутренними стейкхолдерами в период пандемии, автор отмечает, что в ряде аспектов она является явно недостаточной. Так, недостаточной были усилия бизнеса по сохранению высококвалифицированных кадров, поддержанию уровня оплаты труда, по преодолению разрывов в оплате труда между менеджерами и сотрудниками, по агитации сотрудников за вакцинацию и т. д.Ключевые слова:социальная ответственность, бизнес, форс-мажорные обстоятельства, пандемия, ответственность за сохранение бизнеса, рабочие места, оплата труда, работа в режиме онлайнБиография автора
Евгений Яковлевич Виттенберг, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россиядоктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудникЛитература
1. Братющенко С. В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) // Актуальные проблемы социально-экономического развития. Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2005. С. 166–178.
2. Валитов Ш. М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность. Новые формы и тенденции социальной ответственности / Ш. М. Валитов, В. А. Малыгин. М. : «Экономика», 2009. 208 с. EDN QTRJIP.
3. Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность бизнеса: широкий взгляд // Россия и современный мир. 2007. № 3. С. 124–142. EDN IAGAAP
4. Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве. М. : Издательский центр РГГУ. 2011. 480 с. EDN RBDYDB.
5. Виттенберг Е. Я. Российский бизнес: социальная ответственность перед работниками // Россия и современный мир. 2012. № 2 (75). С. 134–149. EDN OZGJSH.
6. Глазырин А. Социальная ответственность в бизнесе – PR или необходимость? // Советник. 2003. № 3. С. 44–47.
7. Зубченко Л. А. Социальная ответственность бизнеса // Экономические и социальные проблемы России. 2008. № 1. С. 66–84. EDN IOUFEN
8. Каблучков А. Обязанности работодателя в связи с COVID-19 // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2020. № 11. С. 1–16.
9. Перегудов С. П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии / С. П. Перегудов, И. С. Симоненко. М. : Прогресс-традиция, 2008. 220 с. EDN SUPJHZ.
10. Рекомендации Роспотребнадзора для органов, организаций и специалистов по борьбе с пандемией коронавируса // Роспотребнадзор : [сайт]. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/rek_ros.php (дата обращения: 02.05.2022).
11. Социальная ответственность российского бизнеса: актуальная повестка. М. : Ассоциация менеджеров, 2003. 208СтатьяПоступила: 20.03.2022
Опубликована: 20.06.2022
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
HarvardВиттенберг, Е. Я. (2022) ’Социальная ответственность бизнеса перед внутренними стейкхолдерами в период пандемии’, Социологическая наука и социальная практика, 10(2), сс. 7-25. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.2.9024.РазделРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19