Анализ представлений о русском языке в российской идентичности: экспертный дискурс

Научная статья
Выражение признательности
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 20-011-00241
Для цитирования
Арутюнова Е. М. Анализ представлений о русском языке в российской идентичности: экспертный дискурс. — Социологическая наука и социальная практика, 2022. Т. 10. № 1. С. 95-109. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8863

Аннотация

В статье на материалах глубинных и экспертных интервью и фокус-групп проанализированы смыслы, придаваемые русскому языку в российской идентичности. Экспертами выступили ученые-гуманитарии, преподаватели вузов и школ, журналисты, общественные и этнические активисты Москвы, Казани, Уфы, Нальчика и некоторых других городов России. Анализ дискурсов этих трансляторов смыслов российской идентичности важен для создания картины распространяемых и поддерживаемых ими смыслов общенационального языка россиян, поскольку они участвуют в формировании массового сознания и могут задавать направления восприятия российской идентичности в охватываемых их влиянием кругах. Ключевые наборы представлений о русском языке в российской идентичности связаны со следующими его трактовками: универсалистские дискурсы рассматривают русский язык как культурный код россиян, зачастую связывая его с литературоцентричностью русской и российской культуры; отмечают значимость его функциональности и влиятельности, а также в качестве языка российской повседневности и жизни государства, в чём существенную роль играет школьное образование, «цементируя» таким образом общество. В дискурсах экспертов в республиках важны и другие грани восприятия русского языка. В первую очередь он рассматривается как «язык межнационального общения», что является результатом влияния советской национальной политики, устоявшейся терминологии, в частности – в понимании нации чаще всего в этническом смысле и противопоставлении русского и родных языков. В историческом контексте он может рассматриваться как язык-посредник, инструмент приобщения к мировой культуре. Этноцентристские дискурсы зачастую акцентируют роль русского языка как языка государства и/или языка доминирующего народа, в том числе активно противопоставляя его родным языкам и подчёркивая ущерб для них. Трактовки русского языка как общенационального языка россиян, позитивное его восприятие как общероссийского интегратора в таких дискурсах осложняются.
Ключевые слова:
русский язык, российская идентичность, анализ дискурсов, российские республики

Биография автора

Екатерина Михайловна Арутюнова, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

Литература

1. Арутюнова Е. М. Русский язык в российской идентичности: теоретические подходы и актуальный контекст // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 1. С. 111–123. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7876.

2. Биллиг М. Нации и языки // Логос. 2005. № 4 (49). С. 60–86.

3. Ван Дейк Т. А. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. Изд.2-е. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. 352 с.

4. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37–50. DOI: 10.31857/ S013216250009460-9.

5. Иссерс О. С. Дискурсивные практики нашего времени. Изд. 2-е, испр. М. : ЛЕНАНД, 2015. 272 с.

6. Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / М. К. Горшков [и др.] ; отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М. : Весь Мир, 2015. 432 с.

7. Содержательные основы российской идентичности. Региональный и этнокультурный контексты: [монография] / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, М. А. Евсеева [и др.]; отв. ред. Е. М. Арутюнова, С. В. Рыжова; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. 287 с.
Статья

Поступила: 15.10.2021

Опубликована: 16.03.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Арутюнова, Е. М. (2022) ’Анализ представлений о русском языке в российской идентичности: экспертный дискурс’, Социологическая наука и социальная практика, 10(1), сс. 95-109. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8863.