Пути к заочному обучению в вузе и его использование

Научная статья
Для цитирования
Чередниченко Г. А. Пути к заочному обучению в вузе и его использование. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 4. С. 112-126. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8610

Аннотация

На материалах социологического опроса 2019 г., проведённого на всероссийской структурированной выборке студентов заочного обучения высшего образования (ВО) и тех, кто получил такую подготовку в 2000–2018 гг., представлено культурное, социально-экономическое, территориальное происхождение потребителей заочной формы обучения, выявлены типы их образовательных траекторий, трудовой опыт и распределение по группам занятий до приёма в вуз; анализируется использование дипломниками (с трудовым опытом после выпуска из вуза) полученной подготовки с точки зрения степени соответствия уровню полученной квалификации и профилю обучения. Разному объёму образовательного капитала соответствуют четыре типа образовательных траекторий, которые коррелируют по шкале от «более слабого» к «более сильному» с показателями социально-экономического происхождения заочников. Эти «преимущества/ недостатки» отчасти сохраняются и конвертируются в качественные характеристики вуза поступления. Также различия в статусах, занимаемых на момент приёма в вуз, влияют на степень успешности, с которой полученную подготовку удаётся впоследствии на рынке труда конвертировать в позиции, соответствующие уровню квалификации по диплому. Из двух потоков потребителей – 1) с ориентацией на быстрый переход после окончания учреждений среднего профессионального образования / средней школы в вуз, 2) с трудовым стажем и потребностью в мобильности и/или стабильности благодаря ВО – у вторых профессиональная результативность полученной подготовки выше.
Ключевые слова:
высшее образование, заочная форма, студенты, дипломники, образовательные траектории, статусы, использование диплома о ВО

Биография автора

Галина Анатольевна Чередниченко, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Литература

1. Александров Д. А. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» / Д. А. Александров, К. А. Тенишева, С. С. Савельева // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66–91. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-66-91.

2. Беляков С. А. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития / С. А. Беляков, Т. Л. Клячко, Е. А. Полушкина. М. : Дело, 2018. 46 c.

3. Епихина Ю. Б. Работа по специальности, профиль образования и образовательная мобильность // ИНАБ. 2019. № 4. С. 112–129.

4. Зубок Ю. А. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 114–122.

5. Индикаторы образования: 2021 : статистический сборник. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 508 c.

6. Индикаторы образования: 2018 : статистический сборник. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 400 с.

7. Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11 (379). С. 49–56.

8. Клячко Т. Л. Высшее образование: больше, лучше, дешевле? // Демоскоп Weekly. 2016. № 669–670. С. 1–15. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0669/index.php (дата обращения: 24.11.2021).

9. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3 (407). С. 34–44. DOI: 10.7868/S0132162518030030.

10. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодёжь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11 (379). С. 37–48.

11. Косякова Ю. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе / Ю. Косякова, Г. Ястребов, Д. Янбарисова, Д. Куракин // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19. № 5 (88). С. 76–97.

12. Кузнецов И. С. Выбор вуза при формировании образовательной траектории: исследование с помощью социологической категории «доверие» : дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / Кузнецов Игорь Сергеевич ; науч. рук. Д. Л. Константиновский ; Институт социологии ФНИСЦ РАН. Москва, 2021. 171 с.

13. Рабочая сила, занятость и безработица в России – 2020 // Федеральная служба государственной статистики РФ : [сайт]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/B20_61/Main.htm (дата обращения: 21.04.2021).

14. Тихонова Н. Е., Каравай А. В. Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010–2015 гг. // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 84–98. DOI: 10.7868/S0132162518050082.

15. Хавенсон Т. Е. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи / Т. Е. Хавенсон, Т. А. Чиркина // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17, № 4. С. 539–554.

16. Чередниченко Г. А. Заочная форма получения высшего образования в сравнении с очной (на материалах статистики РФ) // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 254–282. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-254-282.

17. Чередниченко Г. А. Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ) // Социологические исследования. 2018. № 8 (412). C. 91–101. DOI: 10.31857/S013216250000764-3.

18. Чередниченко Г. А. Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда / Г. А. Чередниченко, Е. Д. Вознесенская, И. С. Кузнецов ; отв. ред. Г. А. Чередниченко. М. : ФНИСЦ РАН, 2020. 173 с.

19. The Future of Jobs Report 2018. Preparing for the Workforce of the Fourth Industrial Revolution // World Economic Forum : [сайт]. 2020. URL: https://www.weforum.org/reports/thefuture-of-jobs-report-2018 (дата обращения: 19.05.2020).
Статья

Поступила: 01.09.2021

Опубликована: 02.12.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Чередниченко, Г. А. (2021) ’Пути к заочному обучению в вузе и его использование’, Социологическая наука и социальная практика, 9(4), сс. 112-126. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8610.