Династийность в малом бизнесе в современной России: стратегии и перспективы воспроизводства

Научная статья
Выражение признательности
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект 19-18-00320 «Конструктивный и деструктивный потенциал профессиональных династий в российском обществе»
Для цитирования
Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Династийность в малом бизнесе в современной России: стратегии и перспективы воспроизводства. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 1. С. 43-60. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7871

Аннотация

- Воспроизводство поколенческой преемственности в малом и среднем бизнесе является опорным элементом национальных экономик многих западных стран. Ориентиром социально-экономического развития России также выступает существенное наращивание сектора МСБ. Однако сравнительно недолгий период развития рыночных отношений в нашей стране, экономические кризисы и транзитивность статуса семейного бизнеса (как в правовом поле, так и в общественном мнении), неустойчивость организационных и коммуникативных практик наследования капитала выступают факторами, препятствующими формированию предпринимательских династий в России. Эмпирическое изучение стратегий воспроизводства предпринимательских династий показывает, что малый бизнес в нашей стране в меньшей степени ориентирован на образовательные стратегии, через получение профессионального образования. Профессиональная преемственность опирается преимущественно на опыт работы (как правило, с низовых позиций) и наставничество со стороны старшего поколения. Хотя на уровне перспектив включения третьего поколения наследников в семейный бизнес образовательные стратегии уже более актуальны. Распространёнными в династийном воспроизводстве выступают стратегии социального (аккумуляция мобилизуемых социальных отношений) и символического (накопление и приумножение капитала признания) инвестирования. Семейные традиции и опыт ведения бизнеса зачастую связаны с возможностями трансфера социального капитала с меньшими издержками, преимуществом транслировать и перенимать неформальный деловой опыт и бизнес-связи. Межпоколенная преемственность обеспечивается формированием и трансляцией семейной культуры бизнес-династии с особыми ценностно-идентификационными смыслами, в том числе особым профессиональным этосом представителей семейного бизнеса. Устойчивость бизнеса, добровольность преемственности и опыт взаимодействия с институционализированными практиками семейного предпринимательства определяют степень позитивности профессиональной и династийной идентичности. Вместе с тем накопленного в формирующихся предпринимательских династиях ценностно-идентификационного ресурса может не хватить для воспроизводства из-за негативных трендов современного экономического развития России.
Ключевые слова:
бизнес-династии, стратегии воспроизводства, социальное и символическое инвестирование, преемственность

Биографии авторов

Людмила Владиславовна Клименко, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Доктор социологических наук, профессор 
Оксана Юрьевна Посухова, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, доцент

Литература

1. Берто Д., Берто-Вьям И. Семейное владение и семья: трансмиссии и социальная мобильность, прослеживаемые на пяти поколениях // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 132–140.

2. Берто Д., Берто-Вьям И. Семейное владение и семья: трансмиссии и социальная мобильность, прослеживаемые на пяти поколениях (окончание статьи) // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 58–67.

3. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. ; Отв. ред. пер. Н. А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 2007. 288 с.

4. Бурдье П. Формы капитала / Пер. М. С. Добряковой ; науч. ред. В. В. Радаев // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74.

5. Волков Д. А. Особенности организации и управления семейным предпринимательством в условиях России: дис. ... д-ра экономических наук : 08.00.05 / Волков Дмитрий Анатольевич ; РАНХИГС при Президенте РФ. М., 2016. 314 с.

6. Гергерт Д. В., Пономарева Т. В. Семейный бизнес как объект междисциплинарного исследования: обзор методологических подходов // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2018. Т. 13. № 1. С. 90–105.

7. Зеленков С., Ефремов К. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодёжи // Народное образование. 2007. № 6 (1369). С. 239–242.

8. Исследование владельцев капиталов в России 2015. Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково. 2016 // Сколково : [сайт]. URL: https://wtc.skolkovo.ru/media/documents/SKOLKOVO_WTC-WPS_2015_Report(RUS).pdf (дата обращения: 27.08.2020).

9. Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Профессиональные династии в бизнесе: специфика и потенциал развития // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 1. С. 80–102. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-1-80-102.

10. Мартьянова Н. А., Рубцова М. В. Управляемость профессии как социального института: от депрофессионализации к реконструкции профессий // Studia Humanitatis. Сетевое издание. 2015. № 2. URL: http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/martianova_rubtcova. pdf (дата обращения: 27.08.2020).

11. Мостовая И. В. Социальное расслоение: символический мир метаигры : учебное пособие. М. : АОЗТ Механик, 1997. 207 с.

12. Мостовая И. В., Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Методологические аспекты исследования профессиональных династий в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 6. С. 70–82. DOI: 10.23683/2227-8656.2019.6.3.

13. Мурзина Ю. С., Позняков В. П. Основатели бизнес-династий в России признают значимое влияние семейных отношений на бизнес // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 7. С. 1215–1232. DOI: 10.18334/rp.18.7.37748.

14. Мурзина Ю. С., Тонышева Л. Л. Мотивы собственников в передаче бизнеса преемникам // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10–1 (63). С. 1147–1155.

15. Смирнов В. В. Развитие семейного бизнеса как фактор оздоровления экономики. России в условиях кризиса. Владимир : ВГУ, 2008. 48 с.

16. Ткач О. А. Заводская династия как социально-культурный феномен: советский и постсоветский периоды : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04. / Ткач Ольга Александровна ; Социологический институт РАН. СПб., 2008. 23 с.

17. Форост Е. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир // Институт экономики роста им. Столыпина П. А. : [сайт]. 27.07.2018. URL: http://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/ (дата обращения: 27.08.2020).

18. Arum R., Muller W. The Reemergence of Self-Employment: A Comparative Study of SelfEmployment Dynamics and Social Inequality. Academy for Entrepreneurial Leadership Historical Research Reference in Entrepreneurship. University of Illinois at Urbana-Champaign’s. 2004. URL: https://ssrn.com/abstract=1496165 (дата обращения: 27.08.2020).

19. Chrisman J. J., Chua J. H., Sharma P. Trends and Directions in the Development of a Strategic Management Theory of the Theory of the Family Firm // Entrepreneurship Theory and Practice. 2005. Vol. 29. № 5. P. 555–575.

20. De Massis A., Sharma P., Chua J. H., Chrisman J. J. Family Business Studies: An Annotated Bibliography. Cheltenham: Edward Elgar, 2012. 368 p.

21. Dunn T., Holtz-Eakin D. Financial Capital, Human Capital, and the Transition to SelfEmployment: Evidence from Intergenerational Links // Journal of Labor Economics. 2000. № 18 (2). P. 282–305.

22. Global Family Business Survey // PwC : [сайт]. 2018. URL: https://www.pwc.com/gx/ en/family-business-services/assets/pwc-global-family-business-survey-2018.pdf (дата обращения: 27.08.2020).

23. Klein S. B. Family Business in Germany: Significance and Structure // Family Business Review. 2000. № 13 (3). Р. 157–181.

24. Lentz B. F., Laband D. N. Entrepreneurial success and occupational inheritance among proprietors // Canadian Journal of Economics. 1990. Vol. 23. № 3. Р. 563–579.

25. Lindquist M. J., Sol J., Van Praag M. Why do entrepreneurial parents have entrepreneurial children? // Journal of Labor Economics. 2015. Vol. 33. № 2. Р. 269–296.

26. Mannarino L., Pupo V., Ricotta F. Family Involvement In Management And Firm Performance: Evidence From Italy. Working Papers n. 03–2011 // Università della Calabria : [сайт]. 2001. URL: http://www.ecostat.unical.it/RePEc/WorkingPapers/WP03_2011.pdf (дата обращения: 27.08.2020).

27. Rosenthal G. The Narrated Life Story: On the Interrelation Between Experience, Memory and Narration // Narrative, Memory and Knowledge: Representations, Aesthetics and Contexts / K. Milnes, C. Horrocks, N. Kelly, B. Robert, D. Robinson (Eds.). Huddersfield : University of Huddersfield Press, 2006. P. 1–16.

28. Schulze W. S., Gedajlovic E. R. Whither Family Business? // Journal of Management Studies. 2010. № 47 (2). P. 191–204.

29. Sorensen J. B. Closure and Exposure: Mechanisms in the Intergenerational Transmission of Self-employment // Research in the Sociology of Organizations. 2007. Vol. 25. P. 83–124.

30. The 2019 EY and University of St. Gallen Global Family Business Index. Center for Family Business at the University of St.Gallen // EY : [сайт]. 2019. URL: https://www.ey.com/en_gl/growth/ how-the-world-s-largest-family-businesses-are-responding-to-the-transformative-age (дата обращения: 27.08.2020).

31. The CS Family 1000 in 2018 // Аnalytical reports of the Research Institute Credit Suisse. 2018. URL: https://www.credit-suisse.com/about-us/en/reports-research/studies-publications.html (дата обращения: 27.08.2020).

32. Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. A Classic Work in Immigration History. Urbana : University of Illinois Press, 1996.

33. Zahra S. A., Hayton J. C., Salvato C. Entrepreneurship in Family vs. Non-Family Firms: A Resource-based Analysis of the Effect of Organizational Culture // Entrepreneurship Theory & Practice. 2004. Vol. 28. № 4. PP. 363–381.
Статья

Поступила: 01.09.2020

Опубликована: 28.03.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Клименко, Л. В. и Посухова, О. Ю. (2021) ’Династийность в малом бизнесе в современной России: стратегии и перспективы воспроизводства’, Социологическая наука и социальная практика, 9(1), сс. 43-60. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7871.