Использование социальных сетей и социализация российских подростков

Научная статья
  • Владимир Владимирович Солодников Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Россия Solodnikovv@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3440-9096
    Elibrary Author_id 440561
  • Анастасия Сергеевна Зайцева Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Россия nastushka_194@bk.ru
Для цитирования
Солодников В. В., Зайцева А. С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 1. С. 23-42. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь между показателем уровня социализации российских подростков и использованием ими социальных сетей в своей повседневной жизни. В настоящее время персональный компьютер, смартфон и другие гаджеты, обеспечивающие выход в интернет, стали распространённым атрибутом повседневности. Более того, молодёжь (иногда маркируемая как поколение Z) рассматривает своё онлайн присутствие (в том числе в социальных сетях) как естественный, ежедневно используемый элемент своей жизни. При этом, с одной стороны, использование социальных сетей органично вписывается в освоение ведущей деятельности подросткового возраста – учебно-профессиональной или интимно-личностного общения деятельности – и способно сыграть роль позитивного фактора социализации личности на этом этапе её жизненного пути. С другой стороны, иногда высказываются опасения, связанные с тем, что интенсивность онлайн-коммуникации («чрезмерное использование интернета») может создать дополнительные барьеры для общения в офлайне, отрицательно сказаться на психологическом благополучии подростка и в целом затруднить его социализацию. В статье приводятся аргументы в пользу наличия слабой положительной связи между использованием социальных сетей (временем присутствия в них, количеством онлайн-«друзей» и т. п.) и социализацией российских подростков (оцениваемой с помощью специального индекса, использующего ряд индикаторов – школьная успеваемость, участие в олимпиадах, школьном самоуправлении и т. п.). Сделанные выводы основываются на результатах двух авторских онлайн-исследований (количественного и качественного), проведённых в 2020 г., и вторичном анализе данных.
Ключевые слова:
социальная сеть, социализация личности, подростки

Биографии авторов

Владимир Владимирович Солодников, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор
Анастасия Сергеевна Зайцева, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Россия
магистр социологического факультета

Литература

1. Авдулова Т. П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2011. № 6 (20). С. 8. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/573-avdulova20.html (дата обращения: 20.10.2020).

2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева ; 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2009. 363 с.

3. Бочавер А. А. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков / А. А. Бочавер, С. В. Докука, Е. В. Сивак, И. Б. Смирнов // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 1–18. DOI: 10.17759/psycljn.2019080301.

4. Девиантное поведение и интернет (опыт социологического анализа) : сб. науч. ст. / под ред. М. Е. Поздняковой, Л. В. Карнаушенко. М. : Институт социологии РАН, 2008. 184 с.

5. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А., Губанова А. Ю. Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах теории генераций // Социологические исследования. 2020. Т. 46. № 3. С. 3–15. DOI: 10.31857/S013216250008796-8.

6. Марцинковская Т. Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. № 3 (63). С. 90–102.

7. Петрушихина Е. Б. Поколенческий подход в гуманитарных науках / Е. Б. Петрушихина, В. В. Солодников, И. В. Солодникова [и др.] // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. № 4 (6). С. 139–150.

8. Прочаковская О. А. Социализация школьников современной России: теоретико-методологический анализ : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Прочаковская Оксана Анатольевна ; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2003. 19 с.

9. Рослякова С. В., Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 292–296.

10. Собкин В. С., Федотова А. В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 119–137. DOI: 10.17759/cpp.2019270308.

11. Солдатова Г. У. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 4. С. 79–88.

12. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 39–51. URL: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=5051. (дата обращения: 13.08.2020). DOI: 10.11621/npj.2014.0305.

13. Человек. Общество. Культура. Кн. 2 / А. Н. Веряскина, Е. А. Давыденко, В. А. Зимин [и др.]. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2014. 245 с.

14. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Прометей ; Юрайт-М, 2001. 511 с.

15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; АПН СССР. М. : Педагогика, 1989. 560 с.

16. Clement J. Instagram-Statistics & Facts // Statista : [сайт]. May 14, 2020. URL: https://www. statista.com/topics/1882/instagram/ (дата обращения: 26.03.2020).

17. Lenhart A. Teens, technology and friendships // Pew Research Center : [сайт]. 2015. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2015/08/06/chapter-4-social-media-and-friendships/ (дата обращения: 06.04.2020).

18. Mansoor I. TikTok Revenue and Usage Statistics (2021) // Business of Apps : [сайт]. URL: https://www.businessofapps.com/data/tik-tok-statistics/ (дата обращения: 05.03.2021).

19. New Generation: исследование детей и подростков // Ipsos : [сайт]. URL: https://www.ipsos.com/ru-ru/new-generation-issledovanie-detey-i-podrostkov-0 (дата обращения: 26.03.2020).
Статья

Поступила: 25.10.2020

Опубликована: 28.03.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Солодников, В. В. и Зайцева, А. С. (2021) ’Использование социальных сетей и социализация российских подростков’, Социологическая наука и социальная практика, 9(1), сс. 23-42. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870.