Опорные вузы: социологическое обеспечение образовательной инновации в регионах России

Научная статья
Для цитирования
Коростелева Л. Ю. Опорные вузы: социологическое обеспечение образовательной инновации в регионах России. — Социологическая наука и социальная практика, 2020. Т. 8. № 4. С. 168-182. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.4.7663

Аннотация

В статье рассматриваются предпринимаемые на уровне правительства меры по развитию регионов России и снижению социально-экономических диспропорций между ними. В качестве одного из направлений политико-управленческих практик по смягчению неоднородности развития регионов России приводится сфера высшего образования как основная отрасль кадрового воспроизводства экономики. Преобразования в высшей школе, нередко используемые в качестве инструментов «шоковой терапии» для оживления самой системы образования одновременно проецируется на экономику, являясь неким импульсом позитивных изменений в регионах. Примером решения проблем неравномерности социально-экономического развития регионов, оттока населения из них в мегаполисы и крупные города, уменьшения человеческого и социального потенциала стала программа «опорные университеты». Анализ программы создания опорных университетов 2015–2017 гг. в регионах России, её цели, задачи и основные этапы реализации выявил ряд недоработок проекта. В числе основных – противоречие между заявленной целью создания опорных университетов и их развитием по показателю «роль опорного университета в социально-экономическом развитии региона». Обозначены проблемы вузов в результате объединения в составе опорного университета. Высказана гипотеза о том, что проект опорных вузов может заметно усилить межрегиональные диспропорции и безвозвратно разрушить традиционную модель классического российского образования.
Ключевые слова:
высшее образование, опорные университеты, регионы России, социально-экономическое развитие, социально-культурное развитие, пространственное развитие

Биография автора

Лариса Юрьевна Коростелева, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат социологических наук,  старший научный сотрудник

Литература

Агранович М. Л., Ермачкова Ю. В., Селиверстова И. В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2019. Аналитический доклад / М. Л. Агранович, Ю. В. Ермачкова, И. В. Селиверстова. М.: Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019. 96 с. URL: doclad_ros_obr_v_kontekste_mi.pdf

Барышникова М. Ю., Вашурина Е. В., Шарыкина Э. А., Сергеев Ю. Н., Чиннова И. И. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8–43.

Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов / Д. В. Козлов, Д. П. Платонова, О. В. Лешуков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 32 с. (Современная аналитика образования. № 4 (12)).

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.

Доступность высшего образования в регионах России / А. Д. Громов, Д. П. Платонова, Д. С. Семенов, Т. Л. Пырова. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 32 с. (Современная аналитика образования. № 8).

Катровский А. П. Развитие территориальной структуры высшей школы России. дис… д-ра геогр. наук: 25.00.24 / Катровский Александр Петрович; Моск. гос. ун-т. Москва, 2003. 395 с.

Лебедева Н. А., Полетаева Л. П. Ресурсный потенциал высшей школы как фактор развития социально-экономической сферы региона // Тренды и управление. 2019. № 3. С. 37–56.

Университеты на перепутье: Высшее образование в России [Текст] / Д. П. Платонова, Е. С. Абалмасова, С. К. Бекова [и др.]; под ред. Д. П. Платоновой, Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 319 с.

Устинкин С. В., Куконков П. И. Социальные последствия финансово-экономической дифференциации регионов: на примере Приволжского федерального округа // ОБОЗРЕВАТЕЛЬOBSERVER. 2020. № 6. С. 111–122.
Статья

Поступила: 07.10.2020

Опубликована: 08.12.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Коростелева, Л. Ю. (2020) ’Опорные вузы: социологическое обеспечение образовательной инновации в регионах России’, Социологическая наука и социальная практика, 8(4), сс. 168-182. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.4.7663.
Раздел
РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ