Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика

Научная статья
Для цитирования
Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика. — Социологическая наука и социальная практика, 2020. Т. 8. № 3. С. 125-133. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7491

Аннотация

В статье рассматриваются социокультурный, экономический, территориальный и другие барьеры к получению образования и возможности их преодоления. В первой части статьи приводятся материалы исследований, выполненных на отечественных эмпирических данных с 1960-х гг. по настоящее время. Показано значительное воздействие барьеров на формирование образовательных и профессиональных карьер молодёжи. Отмечено, что преодоление барьеров становится возможным, если у семьи есть ресурсы для их преодоления; в противном случае дети вынуждены корректировать свои намерения, занижая запросы на образование. Во второй части статьи анализируется опыт малоресурсных, с неблагополучным контингентом школ, которые предпринимают немалые усилия, чтобы помочь учащимся преодолеть барьеры. Учителя и дирекция этих школ выстраивают стратегии, значительной частью которых являются педагогические меры, однако сложные социальные условия требуют ответа и в виде мер социального характера. Наиболее важным представляется формирование мотивации всех участников образовательного процесса. В результате деятельности школы улучшается академическая успеваемость, образовательные планы школьников растут, их представления об образовательной и профессиональной карьере, о возможностях социальной мобильности расширяются. Происходит изменение ориентаций, связанных с построением жизненного пути. Рассмотрение приведённого в статье опыта социальной практики школ позволяет сделать вывод, что их активность проявляет себя как мощный ресурс, который школы предоставляют семьям, когда у тех нет возможностей для преодоления барьеров. Он способен повышать не только потенциал образовательной организации, но и жизненные шансы учащихся, помогая им не менее эффективно, чем способны это сделать другие виды ресурсов.
Ключевые слова:
образование, молодёжь, барьеры, образовательная и профессиональная карьера

Биография автора

Давид Львович Константиновский, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Литература

Бессуднов А. Р., Малик В. М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 135–167. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-135-167

Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения / Д. Л. Константиновский, В. С. Вахштайн [и др.]. М.: Логос, 2006. 208 с.

Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта молодёжи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552 с.

Образование и социальная дифференциация. Колл. моногр. / Д. А. Александров, И. В. Антипкина [и др.]; отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 454 с.

Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / сост. М. А. Пинская [и др.]. М.: Рыбаков фонд, 2019. 192 с.

Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. М.: Наука, 1978. 272 с.

Шубкин В. Н. Социологические опыты. (Методологические вопросы социальных исследований). М.: Мысль, 1970. 288 с.

Coleman J. S., Campbell E. Q., Hobson C. J., MacPartland J., Mood A. M., Weinfeld F. D., York R. Equality of Educational Opportunity. Washington, DC: US Government Printing Office, 1966. 548 pp.
Статья

Поступила: 19.06.2019

Опубликована: 26.09.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Константиновский, Д. Л. (2020) ’Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика’, Социологическая наука и социальная практика, 8(3), сс. 125-133. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7491.