Выпускники российских вузов на рынке труда (данные опроса Росстата)

Научная статья
Для цитирования
Чередниченко Г. А. Выпускники российских вузов на рынке труда (данные опроса Росстата). — Социологическая наука и социальная практика, 2020. Т. 8. № 3. С. 108-124. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7490

Аннотация

На материалах репрезентативного опроса Росстата РФ 2016 г. выпускников системы высшего образования 2010–2015 гг. анализируются процессы их трудоустройства. Почти половина из них работали ещё в процессе обучения, что обеспечило им преимущества при трудоустройстве. После выпуска 2/3 выпускников искали работу и относительно быстро её находили, используя чаще всего социальные сети; 1/3 выпускников не заняты поисками работы, из них 1/5 продолжали трудиться там же, где и трудились во время учёбы. Высокая доля трудоустроившихся (90,5%) свидетельствует о конкурентных преимуществах выпускников вузов, в том числе при занятии рабочих мест, где высшее образование не требуется. Как результат диспропорций, сложившихся в условиях массового высшего образования между структурой предложения и структурой спроса на рынке труда, около 1/3 выпускников устраивались на работу не по профилю обучения – чаще, когда в процессе подготовки в большей мере формируется общий человеческий капитал (социальные науки, менеджмент, право), и, напротив, реже, когда – специфический (медицина, информатика). Одновременно более 1/3 выпускников обретали статусы занятий, которые не требуют высшего образования; существенно в худшем положении оказывались работающие не по специальности. У выпускников вузов (ВО), в сравнении с выпускниками учреждений среднего профессионального образования (СПО), наблюдался более высокий уровень занятости и более низкий уровень безработицы; различия в средних заработках между ними существенно меньше, чем у всех занятых с аналогичными уровнями образования. Начало карьеры нивелирует также различия в средних зарплатах выпускников вузов, которые трудоустроились по разным группам занятий: от специалистов высшей квалификации до рабочих.
Ключевые слова:
трудоустройство, выпускники вузов, работа по специальности, средняя зарплата

Биография автора

Галина Анатольевна Чередниченко, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Литература

Апокин А. Ю., Юдкевич М. М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. 2008. № 6. С. 98–110.

Демографический ежегодник России 2001. Стат. сб. М.: Госкомстат. 2001. 405 с.

Демографический ежегодник России. 2019: Стат. сб. / Росстат. М., 2019. 252 с.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 114–122.

Индикаторы образования: 2018: стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с.

Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. М.: ФИРО, 2009. 72 с.

Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. № 2. С. 6–26. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26

Образование в Российской Федерации: 2014: стат. сб. М.: НИУ-ВШЭ, 2014. 464 с.

Оценка общеэкономических условий на предприятиях и спроса на рабочую силу. Наем на работу выпускников основных профессиональных образовательных программ. Информационный бюллетень. М.: НИУ-ВШЭ, 2016а. 44 с. (Мониторинг экономики образования; № 4 (93)).

Оценка общеэкономических условий на предприятиях и спроса на рабочую силу. Наем на работу выпускников основных профессиональных образовательных программ в условиях кризиса. Информационный бюллетень. М.: НИУ-ВШЭ, 2016b. 48 с. (Мониторинг экономики образования; № 9 (98)).

Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочного обследования рабочей силы). 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 142 с.

Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Доклад ЦеТИ и ЛИРТ НИУ ВШЭ для ЦСР / В. Гимпельсон, А. Зудина и [др.]; под ред. В. Гимпельсона, Р. Капелюшникова и С. Рощина. М.: НИУ-ВШЭ, 2017. 148 с.

Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152–179. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-2-152-179

Рудаков В. Н. Занятость студентов вузов и профессиональных образовательных организаций в Российской Федерации // Мониторинг экономики образования. Информационноаналитические материалы по результатам социологических обследований. 2017. Вып. № 17 (43). 4 с.

Сафиуллина А. Дипломы больше не нужны? А что тогда? Как меняются требования рынка труда [Электронный ресурс] // ТАСС: [сайт]. 26.03.2019. URL: https://tass.ru/obschestvo/6254884 (дата обращения: 24.05.2020).

Статистические данные [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. 2015, 2016. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/ activity/stat/highed/index.php (дата обращения: 20.09.2020).

Студент 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Л. Н. Банникова [и др.]; под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.

Тихонова Н. Е., Каравай А. В. Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010–2015 гг. // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 84–98. DOI: 10.7868/S0132162518050082

Трушин А. Лишнее высшее. Вузовский диплом выходит из моды [Электронный ресурс] // Коммерсантъ: [сайт]. Огонёк. 2019. № 32. С. 12. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4059660 (дата обращения: 14.05.2020).

The Future of Jobs Report 2018. Preparing for the Workforce of the Fourth Industrial Revolution [Электронный ресурс] // World Economic Forum: [сайт]. URL: https://www.weforum.org/reports/ the-future-of-jobs-report-2018 (дата обращения: 19.05.2020).
Статья

Поступила: 03.06.2019

Опубликована: 26.09.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Чередниченко, Г. А. (2020) ’Выпускники российских вузов на рынке труда (данные опроса Росстата)’, Социологическая наука и социальная практика, 8(3), сс. 108-124. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7490.