Взаимосвязь характеристик семейного досуга и уровня сформированности человеческого потенциала детей (на примере семей с детьми школьного возраста)

  • Лейла Натиговна Нацун ФГБУН Вологодский научный центр Российской академии наук leyla.natsun@yandex.ru
    Elibrary Author_id 708379
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке РФФИ. Проект № 18-011-01039 «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества»
Для цитирования
Нацун Л. Н. Взаимосвязь характеристик семейного досуга и уровня сформированности человеческого потенциала детей (на примере семей с детьми школьного возраста). — Социологическая наука и социальная практика, 2020. Т. 8. № 1. С. 79-92. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.1.7096

Аннотация

В формировании человеческого потенциала подрастающего поколения принимают участие несколько ключевых институтов общества, в том числе семья. В условиях растущей трудовой нагрузки на работающее население родителям становится сложнее сочетать воспитание детей и профессиональную деятельность. Дилемма «дети или работа» возникает практически в любой семье. В этих условиях возрастает значимость наполнения времени, которое родители могут провести с детьми. При этом недостаточно изученными остаются досуговые практики, которые приносят наибольшие результаты в воспитании в условиях ограниченности времени на общение с ребёнком. Настоящее исследование направлено на восполнение этого пробела. Цель работы заключается в изучении влияния продолжительности и содержания общения родителей с ребёнком на формирование его человеческого потенциала. Информационную базу исследования составили данные репрезентативных соцопросов населения в целом и семей с детьми в частности, проведённых на территории Вологодской области как модельного региона Российской Федерации. В ходе исследования выделены три кластера семей, различающихся по продолжительности ежедневного общения родителей с детьми. На примере семей, имеющих наименьший временной ресурс для воспитания детей, показано, как содержание общения, ценности, заложенные в основу воспитания, и качества самих детей соотносятся с результативностью воспитания. Показано, что лучшей сформированности человеческого потенциала у детей соответствуют такие признаки семейного воспитания, как его ориентированность на личностное, эстетическое, культурное и интеллектуальное развитие детей, приобщение их к совместному с родителями труду. При этом у детей, имеющих более высокий уровень сформированности человеческого потенциала, сильнее проявлялись все основные положительные волевые качества личности. Полученные результаты подтверждают значимость не только продолжительности, но и содержания общения родителей и детей для формирования потенциала подрастающего поколения.
Ключевые слова:
досуговые практики, семьи с детьми, человеческий потенциал, детское население, кластерный анализ

Биография автора

Лейла Натиговна Нацун, ФГБУН Вологодский научный центр Российской академии наук
научный сотрудник

Литература

Гурко Т. А. Социальная компетентность дошкольников и качество родительства // Актуальные проблемы родительства в России / отв. ред. Т. А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2013. С. 73–87.



Короленко А. В., Гордиевская А. Н. Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка [Электронный ресурс] // Социальное пространство. 2018. № 5 (17). URL: http:// socialarea-journal.ru/article/28003 (дата обращения: 30.09.2019). DOI: 10.15838/sa.2018.5.17.3



Короленко А. В., Калачикова О. Н. «Время на детей»: ресурсные возможности современных родителей // Социальное пространство. 2019. № 5 (22). URL: http://socialarea-journal.ru/ article/28389 (дата обращения: 30.01.2020). DOI: 10.15838/sa.2019.5.22.1



Куприянов Б. В. Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследований) // Социологические исследования. 2015. № 11 (379). С. 159–160. Майорова-Щеглова С. Н. О перспективах изучения досуговых занятий современных детей (в ответ на статью Б.В. Куприянова) // Социологические исследования. 2016. № 12 (392). С. 135–138.



Разварина И. Н., Гордиевская А. Н., Груздева М. А. Формирование волевых качеств детей в городской и сельской местности [Электронный ресурс] // Дискурс. 2019. № 8 (34). С. 70–88. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/8-2019/70-88.pdf (дата обращения: 30.01.2020).



Разварина И. Н., Гордиевская А. Н. Факторы формирования волевых навыков детей в городской и сельской местности // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе: сб. стат. X Уральского Демографического форума: в 2 т / отв. ред. д.э.н. О. А. Козлова. Т. 2. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2019. С. 405–412. URL: http://hdl.handle.net/10995/78789 (дата обращения: 30.01.2020).



Собкин Б. В., Скобельцина К. Н., Иванова А. И. Влияние социальных факторов на семейный досуг дошкольника // Социологические исследования. 2013. № 6 (350). С. 62–70.
Статья

Поступила: 14.10.2019

Опубликована: 17.03.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Нацун, Л. Н. (2020) ’Взаимосвязь характеристик семейного досуга и уровня сформированности человеческого потенциала детей (на примере семей с детьми школьного возраста)’, Социологическая наука и социальная практика, 8(1), сс. 79-92. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.1.7096.