«Заочник» высшей школы: учёба и после выпуска

  • Галина Анатольевна Чередниченко Институт социологии ФНИСЦ РАН galcher2211@gmail.com
Выражение признательности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 18-011-00141а «‘Заочник’ высшей школысоциальное поведение в системе образования и на рынке труда»
Для цитирования
Чередниченко Г. А. «Заочник» высшей школы: учёба и после выпуска. — Социологическая наука и социальная практика, 2019. Т. 7. № 2. С. 46-64. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6409

Аннотация

Анализ на основе данных государственной статистики и материалов опроса RLMSHSE[1] за 2016 г. относительно 30–39-летних респондентов с высшим образованием, раздельно – по закончившим заочные и очные отделения вузов, позволяет обнаружить степень общности/ различий в их социально-демографических характеристиках, образовательном пути, трудовом положении и его субъективных оценках. «Заочники» старше по возрасту, среди них выше доля женщин, выходцев из сёл и посёлков, состоящих в браке и имеющих детей. Они чаще учатся в сельских школах, чаще оканчивают 9, а не 11 классов; больше половины поступают в вуз на заочное обучение после получения среднего профессионального образования. По основным показателям трудовой деятельности «заочники» лишь очень незначительно отличаются от «очников»: чуть выше доля занятых и ниже доля безработных; чаще работают на формально организованных рабочих местах. При распределении по статусам «заочники» уступают по доле занятых в качестве специалистов высшей квалификации (по тому уровню, который формально обеспечивается дипломом) и, напротив, несколько чаще деквалифицируются и оказываются на позициях рабочих. В субъективных оценках своего труда и его отдельных элементов у получивших заочное и у получивших очное высшее образование гораздо больше единства, чем различий. С очень небольшим перевесом у «заочников» больше положительных оценок: удовлетворены условиями труда почти три четверти и на порядок меньше неудовлетворённых; соотношение удовлетворённых и неудовлетворённых оплатой труда составляет 45 к 30%. Также очень близки показатели «заочников» и «очников» в распределении представлений о своём месте в отдельных общественных иерархиях.[1] RLMS-HSE – «Российский мониторинг экономического положения и здоровья на-селения НИУ ВШЭ», проводится с 1994 г., международный исследовательский проект, осуществляемый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле (США) и Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра. Сайты обследования RLMS-HSE:http://www.cpc.unc.edu/ projects/rlmsи http://www.hse.ru/rlms.
Ключевые слова:
высшее образование, «заочники», «очники», образовательный путь, трудовая деятельность, самооценки

Биография автора

Галина Анатольевна Чередниченко, Институт социологии ФНИСЦ РАН
доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Литература

Демографический ежегодник России, 2001. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2001.



Клячко Т. Высшее образование: больше, лучше, дешевле? // Демоскоп Weekly. 2016. № 669–670. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0669/index.php (Дата обращения: 08.03.19).



Ключарёв Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56.



Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодёжь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37–48.



Мягков А. Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 102–109.



Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 492 с.



Образование в Российской Федерации: 2012: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 444 с.



Образование в Российской Федерации: 2014: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 464 с.



Бондаренко Н. В., Красильникова М. Д., Лысова Т. С. Оценка общеэкономических условий на предприятиях и спроса на рабочую силу. Наём на работу выпускников основных профессиональных образовательных программ в условиях кризиса // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2016. № 9 (98). 48 c.



Чередниченко Г. А. Заочная форма получения высшего образования в сравнении с очной (на материалах статистики РФ) // Вопросы образования. 2018а. № 2. С. 254–282. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-254-282



Чередниченко Г. А. Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ) // Социологические исследования. 2018б. № 8. С. 91–101. DOI: 10.31857/S013216250000764-3
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Чередниченко, Г. А. (2019) ’«Заочник» высшей школы: учёба и после выпуска’, Социологическая наука и социальная практика, 7(2), сс. 46-64. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6409.