Создание искусственного интеллекта: современные достижения и отложенные риски

  • Екатерина Дмитриевна Лукьянова МГИМО (Университет) МИД России ekaterinaluky@gmail.com
Для цитирования
Лукьянова Е. Д. Создание искусственного интеллекта: современные достижения и отложенные риски. — Социологическая наука и социальная практика, 2019. Т. 7. № 1. С. 142-148. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6275

Аннотация

В статье рассмотрена проблема развития искусственного интеллекта, его амбивалентное влияние на общество и человека. Дано определение искусственного интеллекта, очерчено проблемное поле его исследования. Проанализированы явные и латентные функции искусственного интеллекта, которые могут спровоцировать отложенные риски. Рассмотрен искусственный интеллект как сложный социобиотехнический гибрид и качественно новый механизм социального контроля. Оценены достижения, а также рискогенная роль искусственного интеллекта в современном сложном социуме в производстве отложенных рисков. Особое внимание уделяется знанию о феномене искусственного интеллекта, приобретающего междисциплинарный характер. Конкретно указаны некоторые отложенные риски, относящиеся к функционированию искусственного интеллекта. В контексте рискологического поворота рассмотрены факторы, способствовавшие созданию социобиотехнического гибрида в виде искусственного интеллекта. Рассмотрены риски нового типа иррациональной рациональности, причиной которой, по мнению автора, является внедрение информационных технологий и искусственного интеллекта в социальные процессы, отмечены побочные последствия этой рациональности. Отмечена проблема риска деинтимизации, лишения человека возможностей и права на личную информацию, что может повлечь за собой новые проявления отчуждения в виде дегуманизации социальных и природных реалий. Также рассматриваются проблема плюрализации знания об искусственном интеллекте, использование перформативных механизмов, производящих фейки, абсолютизирующие позитивные или, напротив, негативные последствия функционирования искусственного интеллекта. Даны обобщения состояния рискогенности искусственного интеллекта в настоящий момент. Представлены рекомендации для дальнейшего междисциплинарного изучения искусственного интеллекта. Обоснована важность реализации оценки рискогенности программ, создаваемых на базе искусственного интеллекта.
Ключевые слова:
сложный социум, искусственный интеллект, цифровизация экономики и социума, побочные эффекты, риски, дегуманизация, рационализация, социобиотехнический гибрид, социальный контроль

Биография автора

Екатерина Дмитриевна Лукьянова, МГИМО (Университет) МИД России
магистрант кафедры  бизнес-информатики и искусственного интеллекта, магистрант кафедры социологии

Литература

Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003. 528 с.



Гуманистический поворот: императив человеческой цивилизации / Под ред. С. А. Кравченко. М.: МГИМО-Университет, 2018. 209 с.



Яницкий О. Н. Социобиотехнические системы: новый взгляд на взаимодействие человека и природы // Социологическая наука и социальная практика. 2016. Т. 4. № 3. C. 5–22.



Bauman Z. Social Inequalities in a Global Age. Cambridge: PolityPress, 2011. 149 p.



Cellan-Jones R., Hawking S. Artificial Intelligence could end mankind. [Электронный ресурс] // BBC News. 2014 URL: http://www.bbc.co.uk/news/technology-30290540/ (дата обращения: 22.09.2018).



Mosco V. Becoming Digital. Toward a Post-Internet Society. Bingley: Emerald Publishing Limited, 2017. 227 р.



Vanderburg W. H. Our Battle for the Human Spirit. Toronto: University of Toronto Press, 2016. 421 р.



Yudkowsky E. Artificial Intelligence as a Positive and Negative Factor in Global Risk. In Global Catastrophic Risks. New York: Oxford University Press, 2008. P. 308–345.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Лукьянова, Е. Д. (2019) ’Создание искусственного интеллекта: современные достижения и отложенные риски’, Социологическая наука и социальная практика, 7(1), сс. 142-148. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6275.
Раздел
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО