Коллективистские практики в социальном инноваторстве: функции сотрудничества

  • Светлана Гавриловна Климова Институт социологии ФНИСЦ РАН sgklimova@mail.ru
  • Иван Александрович Климов Институт социологии ФНИСЦ РАН; НИУ ВШЭ iklimov@hse.ru
Для цитирования
Климова С. Г., Климов И. А. Коллективистские практики в социальном инноваторстве: функции сотрудничества. — Социологическая наука и социальная практика, 2019. Т. 7. № 1. С. 55-71. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6269

Аннотация

В статье анализируется деловая стратегия социальных инноваторов. Социальными инноваторами мы называем руководителей и сотрудников НКО, социальных предприятий, инициаторов волонтёрских проектов, потому что они не только используют организационные новшества в своей деятельности, но и меняют правила и практики повседневности, в соответствии с которыми начинает жить социум, так или иначе включённый в деятельность этих организаций. Показано, что нормативные ожидания со стороны идеологов и чиновников к деятельности социальных инноваторов противоречат их ценностям и представлениям о должном поведении. Они последовательно демонстрируют ориентацию на сотрудничество друг с другом и с социальным окружением. Солидарность, формирование сообществ вокруг некоммерческой организации или социального предприятия являются не только ресурсом, но и самостоятельным эффектом их деятельности. Описаны функции сотрудничества в деятельности социальных инноваторов. Сотрудничество нужно не только для реализации взятой инноваторами на себя миссии, но и для решения практических, производственных задач, а именно: приращения знания, обмена опытом; кооперации для решения сложных проблем; совместной выработки норм профессиональной этики и этики предпринимательства; способа приобрести репутацию у коллег и потребителей услуги; продвижения новых ценностей; сохранения или воссоздания, рекультивации местного сообщества. Делается вывод о том, что идеологему конкуренции, насаждаемую в среде социальных инноваторов, следует заменить идеологемой сотрудничества и соответствующими обучающими программами.
Ключевые слова:
социальное инноваторство, солидарность, сотрудничество, конкуренция, профессиональная этика, местное сообщество

Биографии авторов

Светлана Гавриловна Климова, Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник 
Иван Александрович Климов, Институт социологии ФНИСЦ РАН; НИУ ВШЭ
кандидат социологических наук, доцент, НИУ ВШЭ; старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН

Литература

Агентство социальной информации. [веб-сайт]. Электрон дан. 2019. URL: https://www.asi.org.ru/articles/ (дата обращения: 28.03.2018).



Александр Борисов: Социальное предпринимательство – это идеология. [Электронный ресурс] // Новый бизнес: [веб-сайт]. Электрон. текст. дан. 24.10.2014 URL: http://www.nbforum.ru/interesting/experts/zakonoproekt-sp.html#ixzz5M42v1Twb (дата обращения: 28.07.2018).



Голова И. Клиент выберет лучшее. Социальные услуги населению окажут коммерческие компании [Электронный ресурс] // Российская Газета: [веб-сайт]. Электрон. дан. Российская Бизнес-газета – Бизнес и власть. № 982 (3). 27.01.2015 // URL: https://rg.ru/2015/01/27/ vovchenko.html (дата обращения: 26.07.2018).



Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации: [веб-сайт]. Электрон. дан. М., 2017. URL: https://report2017.oprf.ru/ (дата обращения: 31.03.2018).



Друкер П. Управление в обществе будущего / Пер. с англ. и ред. Е. В. Трибушной. М., СПб., Киев: Вильямс, 2007а. 306 с.



Друкер П. Менеджмент в некоммерческой организации. Принципы и практика / Питер Ф. Друкер; [пер. с англ. В. В. Кулебы]. М., СПб., Киев: Вильямс, 2007б. 304 с.



«Душевные поставщики»: кто выиграет от попадания НКО на рынок социальных услуг [Электронный ресурс] // Агентство Социальной Информации: [веб-сайт]. Электрон. дан. 23.03.2017 // URL: https://www.asi.org.ru/news/2017/03/23/nko-sotsialnye-uslugi-postavshhiki/ (дата обращения: 26.07.2018).



Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / [А. А. Барсамова, О. Н. Дудченко и др.]; под общ. ред. В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман. М.: Логос, 2010. 387 c.



Климов И. «Конструктивные» и «протестные» движения как ресурс изменения социальных практик и институтов // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 2. С. 201–216.



О форуме социальных инноваций регионов [Электронный ресурс] // URL: http://socioforum.com/conf2017/o-forume-sotsialnykh-innovatsiy.php (дата обращения: 31.03.2018).



Отношение к благотворительности [Электронный ресурс] // Фонд Общественное мнение: [веб-сайт]. Электрон. дан. 21.12.2017. URL: https://fom.ru/TSennosti/13898 (дата обращения: 31.01.2019).



Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики. Итоговый аналитический отчёт. ЦИРКОН. 2013 [Электронный ресурс]: URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/ e4e/Portret_SP_Otchet.pdf (дата обращения: 30.01.2019).



Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. М., 2017. 208 с. [Электронный ресурс]: URL: http: еconomy.gov.ru/wps/wcm/connect/2e83e62b-ebc6-4570-9d7b-ae0beba79f63/prognoz2018_2020. pdf?MOD=AJPERES (дата обращения: 31.03.2018).



Розанваллон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния / Пер. с фр. К. Ю. Барановского, Л. А. Немовой. М.: «Ad Margenem», 1997. 188 c. Социальное предпринимательство – новая идеология [Электронный ресурс] // Стратегия [веб-сайт]. Электрон. дан. 26.12.2013 // URL: http://strategyjournal.ru/news/ekonomika-i-biznes/ sotsialnoe-predprinimatelstvo-novaya-ideologiya/ (дата обращения: 28.07.2018).



Социальные инновации. Формула активности. Материалы III Международного форума. Вологда, 2–4 июня 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: http://innovation35.ru/ experts/?year=2016 (дата обращения: 31.03.2018).



Социальный предприниматель – 2018. Автопортрет. Краткий аналитический отчёт по результатам исследования. [Электронный ресурс] // Циркон, Social Business Group, 2018. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/4e7/socialnyj_predprinimatel_2018_avtoportret.pdf (дата обращения: 30.01.2019).



Условия активизации гражданского участия в малых и средних городах России [Электронный ресурс] // Фонд Общественное мнение: [веб-сайт]. URL: http://soc.fom.ru/ special/grazhdanskoe-uchastie-v-malyh-i-srednih-gorodah-rossii.html (дата обращения: 28.03.2018).



Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Проекты. [Электронный ресурс] // Фонд «Наше будущее» [веб-сайт]. URL: http://www.nb-fund.ru/projects/ (дата обращения: 18.07.2018).



Форум социальных инноваций регионов. 5–6 июня 2015 г. [Электронный ресурс] // Совет Федерации [веб-сайт]. Электрон. дан. 14 мая 2015. URL: http://council.gov.ru/activity/activities/ socio-forum/ (дата обращения: 31.03.2018).



Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма / Пер. В. И. Иванова // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 123–136.



Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (фрагменты) // Вопросы социальной теории. 2007. Т. 1. Вып. 1. С. 229–245.



Шумпетер Й. Теория экономического развития. Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / Й. Шумпетер. Пер. с нем. В. С. Автономова и др.; общ. ред. А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Климова, С. Г. и Климов, И. А. (2019) ’Коллективистские практики в социальном инноваторстве: функции сотрудничества’, Социологическая наука и социальная практика, 7(1), сс. 55-71. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6269.
Раздел
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ