Продвижение инновационных технологий: альтернативные проекты и практики

  • Екатерина Юрьевна Хамидуллина Институт социологии ФНИСЦ РАН katerinatitikaka@gmail.com
Выражение признательности
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-10420) в Федеральном научно-исследовательском социологическом центре Российской академии наук
Для цитирования
Хамидуллина Е. Ю. Продвижение инновационных технологий: альтернативные проекты и практики. — Социологическая наука и социальная практика, 2018. Т. 6. № 4. С. 173-184. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6094

Аннотация

Краудфандинг и краудсорсинг рассматриваются как способы преодоления некоторых сложностей развития инновационной экономики. В статье показано, что для перехода к инновационной модели экономики необходимо переосмыслить привычные паттерны. Редистрибутивные взаимоотношения власти и компаний-монополистов приводят к возникновению теневых схем, коррупционных практик. Ещё одна проблема заключается в попытке перенести на российскую экономику неоклассическую экономическую модель, предполагающую существование «совершенного рынка», базирующегося на условиях «совершенной конкуренции». Такая модель подразумевает обособление конкурирующих фирм, отсутствие между ними коалиций, свободную циркуляцию информации между участниками производства и потребителями продукции, исключение эксклюзивности. На практике, по нашему мнению, эта концепция малоосуществима. Поэтому, в противоположность неоклассической модели, наиболее результативным представляется подход Николь Биггарт, которая, продолжая традицию Макса Вебера, смещает акцент на социальную составляющую экономических отношений. Преодолеть сложности на пути развития инновационной экономики, на наш взгляд, поможет обеспечение альтернативных способов реализации, поддержки и вывода на рынок инновационных технологий. Это крауд-технологии, а также технологии с открытым исходным кодом, «опенсорс», основанные именно на социальном взаимодействии и хорошо описываемые в рамках либертарианской, а не неоклассической концепции.Также в работе исследуются возможности «опенсорсных» технологий по преодолению препятствий, связанных с несовершенством патентной системы, по трансферу инноваций. Для этого проведены анализ и сопоставление соответствующих практик в России и США. Репрезентируется российская ситуация с внедрением и реализацией инновационных технологий, их трансфером в производство.
Ключевые слова:
инновационные технологии, стартап, краудфандинг, краудсорсинг, открытое программное обеспечение, открытый исходный код, копилефт, универсальная общественная лицензия, устойчивое развитие, гражданская наука

Биография автора

Екатерина Юрьевна Хамидуллина, Институт социологии ФНИСЦ РАН
младший научный сотрудник

Литература

Алексеевских А. Рынок краудфандинга вырос на 83% [Электронный ресурс] // Известия: [веб-сайт]. Электрон. дан. 28 марта 2018. URL: https://iz.ru/724772/anastasiia-alekseevskikh/rynok-kraudfandinga-vyros-na-83 (Дата обращения: 12.04.2018).



Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 5. С. 49–58.



Бобылев С. Н., Захаров В. М. «Зелёная» экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». 2012. № 60. С. 1–90.



Глобальный индекс инноваций. [Электронный ресурс] // Гуманитарные технологии: [веб-сайт]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info (Дата обращения: 14.05.2018).



Инновационная активность субъектов инновационного процесса [Электронный ресурс]: URL: https://www.hse.ru/data/2015/02/16/1092109354/Мониторинг%202.pdf (Дата обращения: 12.04.2018).



Как избежать ресурсного проклятия / Под ред. М. Хамфрис, Дж. Сакс, Дж. Стиглиц. М.: Издательство Института Гайдара, 2011. 464 с.



Ключарев Г. А., Михалева М. Н. Инновационное предпринимательство и наукоёмкие производства: пути развития // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016. С. 307–337.



Носырев И., Мельникова К. Все за одного: почему в России краудфандинг не стал бизнес-инструментом [Электронный ресурс] // РБК: [веб-сайт]. 15.06.2017. URL: https://www.rbc.ru/own_business/15/06/2017/594006559a794715c9d5819c (Дата обращения: 16.04.2018).



Праузе Г., Тернер Т. Сообщества потребителей – драйверы открытых инноваций // Форсайт. 2014. Т. 8. № 1. С. 24–32.



Санин М. К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 4. С. 57–63.



Сарханянц К. Самые инновационные компании мира [Электронный ресурс] // Коммерсант: [веб-сайт]. Электрон. дан. 12.01.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3188751 (Дата обращения: 17.05.2018).



Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Президент России: [веб-сайт]. Электрон. дан. 7 мая 2018 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (Дата обращения: 11.09.2018).



Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Президент России: [веб-сайт]. 2018. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (Дата обращения: 10.06.2018).



Утверждены основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Президент России: [веб-сайт]. Электрон. дан. 30 апреля 2012 года. URL: kremlin.ru/events/president/news/15177 (Дата обращения: 13.04.2018).



Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: «Альпина Паблишер», 2012. 296 с.



Abolafia M. Y., Biggart N. W. Competition and Markets: An Institutional Perspective // Socio-Economics: Toward a New Synthesis / Ed. by A. Etzioni, Paul R. Lawrence. Armonk, N.Y.: M.E. Sharpe, 1991. P. 211–231.



Biggart N. W., Hamilton G. G. The Power of Obedience // Administrative Science Quarterly. 1984. Vol. 29. № 4.



Hazeltine B., Bull C. Appropriate Technology: Tools, Choices, and Implications. New York: Academic Press, 1999. 350 pp.



Hippel E. Users as innovators // Technology Review. 1978. Vol. 80. № 3. Р. 3–11.



Massolution Crowdfunding Industry 2015 Report [Электронный ресурс] // Crowdexpert. 2015. URL: http://crowdexpert.com/crowdfunding-industry-statistics/ (Дата обращения: 15.04.2018).



Pearce J. M. Building Research Equipment with Free, Open-Source Hardware // Science 337. 1303 (2012). Р. 1303. DOI: 10.1126/science.1228183.



Pearce J. M. The Case for Open Source Appropriate Technology // Environment, Development and Sustainability. 14 (3), 2012. P. 425–431.



Pearce J., Albritton S., Grant G., Steed G., Zelenika I. A new model for enabling innovation in appropriate technology for sustainable development // Sustainability: Science, Practice, & Policy. 2012. № 8(2). P. 42–53.



Shaker R. R. The spatial distribution of development in Europe and its underlying sustainability correlations // Applied Geography. 2015. 63. P. 304–314.



Zelenika I., Pearce J. M. Innovation Through Collaboration: Scaling up Technological Solutions for Sustainable Development // Environment, Development and Sustainability. 2014. 16 (6). P. 1299–1316.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Хамидуллина, Е. Ю. (2018) ’Продвижение инновационных технологий: альтернативные проекты и практики’, Социологическая наука и социальная практика, 6(4), сс. 173-184. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6094.
Раздел
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО