Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений

  • Валентина Александровна Шилова Институт социологии ФНИСЦ РАН vshilova@yandex.ru
  • Дарья Андреевна Угринович Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН). dasha7no@mail.ru
Для цитирования
Шилова В. А., Угринович Д. А. Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений. — Социологическая наука и социальная практика, 2018. Т. 6. № 4. С. 84-94. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6086

Аннотация

В статье систематизируются знания о коммуникативных стратегиях и представления о типах и структурах разных организаций, в которых они могут быть применимы для реализации управленческих решений. Сравниваются понятия коммуникативной стратегии и управленческого коммуникативного действия (УКД) по Ю. Хабермасу. Выделяются подходы и основания для классификации и типологизации коммуникативных стратегий, предложенные разными авторами. Рассматриваются модель четырёх базовых коммуникативных стратегий Б. ван Рулера (информирования, согласия, диалога, убеждения), расширенная Т. М. Орловой; классификация С. А. Дацюк (пассивная, активная, интерактивная); типология О. С. Иссерс, с акцентом на тактиках и стратегиях русской речи; подходы к систематизации Е. С. Суровцевой, связавшей коммуникативные и организационные стратегии; М. А. Кравец, обобщившего работы, связанные со стратегическим планированием; Т. З. Адамьянц, выделившей четыре нормативных коммуникационных поля на основании отношений коммуникатора к респондентам и конкурентам; Н. Н. Кирилловой, сделавшей акцент на нравственных категориях, а также классификации инновационных коммуникаций М. Хулсмана и Н. Пфеффермана, выделивших три основные коммуникативные стратегии (знания, позиционирования и управления). В результате авторами формируется общий универсальный список классификационных оснований, по которым можно систематизировать коммуникативные стратегии.
Ключевые слова:
управление, коммуникация, стратегия, организация, коммуникативные стратегии, классификации коммуникативных стратегий, типология коммуникативных стратегий, управленческое решение, классификационные основания

Биографии авторов

Валентина Александровна Шилова, Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Дарья Андреевна Угринович, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН).
студентка 3-го курса

Литература

Адамьянц Т. З. Социоментальные группы в социальном познании // Социологические исследования. 2015. № 7 (375). С. 117–125.



Адамьянц Т. З. Инновационные методы и подходы в социальном прогнозировании и социальном проектировании // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 2 (28). С. 38–43.



Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 200 с.



Асташина О. В. Коммуникативные стратегии в организации // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. Т. 1. № 4. С. 151–156.



Богданов В. С. Электронное управление в обществе: социальные и познавательные проблемы: монография / В. С. Богданов; отв. ред. А. В. Тихонов. М.: Университетская книга, 2017. 320 с.



Дацюк С. А. Коммуникационные стратегии [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 1999. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751 (Дата обращения: 19.05.2018).



Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 288 с.



Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.



Кириллова Н. Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиции нравственных категорий // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2012. № 1. С. 26–33.



Кравец М. А. Коммуникативная стратегия: систематизация определений, подходы к разработке // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1. С. 149–153.



Никитаев В. В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности // Высшее образование в России. 1996. № 2. С. 87–96.



Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / [А. В. Тихонов и др.]; отв. ред. А. В. Тихонов. М: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. 607 с.



Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А. В. Тихонов. М.: КРАСАНД, 2015. 480 с.



Суровцева Е. С. Организационно-экономический механизм эффективного управления коммуникациями предприятия: дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность)» / Суровцева Екатерина Сергеевна; ГОУ ВПО Кубанский гос. технологический ун-т. Краснодар, 2008. 172 с.



Социология управления: фундаментальное и прикладное знание / [К. В. Быков и др.]; отв. ред. А. В. Тихонов. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. 560 с.



Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы / А. В. Тихонов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2007. 472 с.



Щербина В. В. Рационализирующие диагностические управленческие социальные технологии: [монография] / В. В. Щербина; ФНИСЦ РАН. М.: Новый хронограф, 2018. 416 с.



Hulsmann M., Pfeffermann N. The Linkage Between Strategy and Communication for Innovation // Strategies and Communications for Innovations. Berlin, Germany: Springer, 2011. P. 185–192.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Шилова, В. А. и Угринович, Д. А. (2018) ’Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений’, Социологическая наука и социальная практика, 6(4), сс. 84-94. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6086.