Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие

  • Давид Львович Константиновский Институт социологии ФНИСЦ РАН scan21@mail.ru
Для цитирования
Константиновский Д. Л. Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие. — Социологическая наука и социальная практика, 2018. Т. 6. № 3. С. 43-61. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.3.6002

Аннотация

Необходимым условием инновационного развития является постоянный рост интеллектуального потенциала, который непосредственно связан с эффективностью образования и вкладом выпускников образовательных учреждений в национальную экономику. В многочисленных публикациях рассматриваются связь выполняемой работы с образовательной подготовкой, продолжительность поиска работы, молодёжная безработица и пр. Вместе с тем возникает вопрос: исчерпывается ли оценка вклада образования общепринятыми показателями? Статья представляет собой попытку подхода к ответу на этот вопрос. Данные статистики о трудоустройстве после получения образования (приведены сведения о трудоустройстве в зависимости от образования и от связи работы с полученной профессией) позволяют получить формальные оценки происходящего. Дальнейшая интерпретация направлена на расширение понимания того, как и почему складывается соответствие или несоответствие полученной подготовки и выполняемой работы. Анализируются воздействия как объективных, так и субъективных факторов: изменчивости рынка труда, характера функционирования сферы образования, динамичности ориентаций молодёжи. Обсуждаются возможности и ограничения разных видов влияний на складывающуюся ситуацию. Обращается внимание на универсальность образования. Подход к оценке полезности образования исключительно с точки зрения использования в экономике представляется не вполне правомерным. Это касается как собственно приобретённых знаний, так и социализации, полученной за время учёбы. Наконец, были и остаются важнейшими роль образования для развития личности, общегуманистическое значение образования. Результаты исследований позволяют сделать прогноз взаимодействия инновационной экономики, сферы образования и социального поведения молодёжи. Отечественный опыт подтверждает высокую степень реактивности социального поведения молодёжи и адаптивности сферы образования. Он показывает, что устремления молодёжи неотрывно следуют за новыми возможностями и требованиями времени. А сфера образования, уже немало лет учитывающая спрос, в случае его изменения вынуждена будет удовлетворять его новым характеристикам и ещё раз продемонстрирует свои ресурсы.
Ключевые слова:
интеллектуальный потенциал, инновационное развитие, молодёжь, образование, рынок труда

Биография автора

Давид Львович Константиновский, Институт социологии ФНИСЦ РАН
доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Литература

Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 37–46.



Блинова Т.В., Вяльшина А.А. Молодежь вне сферы образования и занятости: оценка сельско-городских различий // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 40–49.



Бобков В.Н., Черных Е.А. Влияние неустойчивой занятости на переходы молодежи на рынке труда // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 3 (193). С. 23–55.



Бурдяк А.Я., Поливин О.С. Длительность поиска первой работы выпускниками учебных заведений России в переходный период // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. С.В. Захарова, Т.М. Малевой, О.В. Синявской. М.: НИСП, 2009. С. 265–290.



В Думу внесли проект закона об обязательном распределении после вуза [Электронный ресурс] / Н. Демченко, Ю. Лымарь, О. Агеева, И. Немченко // РБК: [веб-сайт]. Электрон. текст. дан. 16 апр. https://www.rbc.ru/politics/16/04/2018/5ad47d999a7947f9495fa03a. (Дата обращения 26.07.2018).



Вознесенская Е.Д. Мир профессий глазами современной молодёжи: изменения в постоянстве // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 326–357.



Гимпельсон В.Е. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129–143.



Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. (В печати).



Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: подготовка и востребованность на рынке труда // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 114–122.



Индикаторы образования: 2016. Статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ-ВШЭ, 2016. 320 с.



Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. [Электронный ресурс] // ФСГС: [веб-сайт]. Электрон. дан. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html. (Дата обращения 23.07.2018).



Константиновский Д. Л. Российская молодёжь в формировании и использовании интеллектуального потенциала // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 4. С. 46–64. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.4.5519.



Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодёжь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. 548 с.



Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Интеллектуальный потенциал, инновации и образование // Социологическая наука и социальная практика. 2016. № 4. С. 36–60. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.4.4761



Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодёжь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37–48.



Марджинсон С. Общественные блага, производимые в высших учебных заведениях России // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 8–36.



Молодёжь в СССР. Стат. сборник. М.: Финансы и статистика, 1989. 383 с.



Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / [С.А. Беляков, В.С. Вахштайн, В.А. Галичин и др.]; Науч. рук. А.Е. Карпухина. М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с.



Московцева Е.А. Современные проблемы молодежи на рынке труда // Ученые заметки ТОГУ. 2013. № 2. С. 15–20.



Мылтасова О.В., Константинова А.Ю. Совмещение работы и учебы: всегда ли средства оправдывают цели? [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68231 (Дата обращения: 18.08.2018).



Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 464 с.



Петрова Л.Е., Харченко В.С. «Работа по специальности» как устаревшее понятие // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2015. № 2. С. 17–24.



Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2016. Стат. Сб. / Росстат. М.: Росстат, 2016. 146 c.



Рощин С.Ю. От учёбы к работе: трудности перехода. // Отечественные записки. 2006. № 30 (3). С. 134–151.



Темницкий А.Л. Современная молодёжь в перипетиях российского рынка труда и образования // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 91–108.



Труд в СССР: Статистический сборник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1988. 302 с.



Шафранов-Куцев Г.Ф. Современные вызовы и реальность профориентационной деятельности в системе «Школа–ВУЗ–рынок труда» // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 120–128.



Шубкин В.Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социальных исследований). М.: Мысль, 1970. 288 с.



Becker S.O. Introducing time-to-educate in a job-search model // Bulletin of Economic Research. 2006. Vol. 58. Issue 1. Р. 61–72.



Bell D.N.F., Blanchflower D.G. Youth unemployment in Europe and the United States // Nordic Economic Policy Review. 2011. № 1 Р. 11–37.



Berggren C. The education-occupation match, seen from an educational perspective // Scandinavian Journal of Educational Research. 2011. Vol. 55. Issue 2. Pр. 105–120.



Blanchflower D.G., Freeman R.B. (Еds) Youth Employment and Joblessness in Advanced Countries. University of Chicago Press. 2000. 492 рр.



Breen R. Explaining cross-national variation in youth unemployment: Market and institutional factors // European Sociological Review. 2005. № 21 (2). Рp. 125–134.



Buchs H., Helbling L.A. Job opportunities and school-to-work transitions in occupational labour markets. Are occupational change and unskilled employment after vocational education interrelated? // Empirical Research in Vocational Education and Training. 2016. Vol. 8. Issue 1. Р. 8–17.



Cuesta M.B. Youth labour market integration in Spain: Search time, job duration and skill mismatch. Spanish // Economic Review. 2005. Vol. 7. Issue 3. Pр. 191–208.



Kerckhoff A. Transition from school to work in comparative perspective // Handbook of the Sociology of Education / M. Hallinan (ed.). New York: Kluwer, 2000. Р. 453–74.



Kogan I., Noelke C., Gebel M. Making the Transition: Education and Labor Market Entry // Central and Eastern Europe. Stanford, CA: Stanford University Press, 2011.



Konstantinovskii D.L. Khokhlushkina F.A. The Formation of the Social Behavior of Young People // Sphere of Education. In Russian Education and Society. 2000. Vol. 42. № 2. P. 28–33.



Konstantinovskiy D.L. Expansion of higher education and consequences for social inequality (the case of Russia) // Higher Education. 2016. № 74. DOI: 10.1007/s10734-016-0043-7.



Manacorda M., Rosati F.C., Ranzani M., Dachille G. Pathways from school to work in the developing world // IZA Journal of Labor and Development. 2017. Vol. 6. Issue 1. Pр. 1–40.



Robst J. Education and job match: The relatedness of college major and work // Economics of Education Review. 2007. № 26 (4). Рp. 397–407.



Wolbers M. Patterns of labour market entry: A comparative perspective on school-to-work transitions in 11 European countries // Acta Sociologica. 2007. Vol. 50. Pp. 189–210.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Константиновский, Д. Л. (2018) ’Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие’, Социологическая наука и социальная практика, 6(3), сс. 43-61. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.3.6002.