Адаптация молодёжи к неопределённости университетской среды в период модернизации института высшего образования

  • Алла Викторовна Мозговая Институт социологии ФНИСЦ РАН mozgovai@isras.ru
Для цитирования
Мозговая А. В. Адаптация молодёжи к неопределённости университетской среды в период модернизации института высшего образования. — Социологическая наука и социальная практика, 2018. Т. 6. № 2. С. 110-125. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.2.5860

Аннотация

Актуализация социологического аспекта изучения адаптации рассматривается в статье в связи с качественным изменением статуса феномена неопределённости: она становится атрибутивным свойством повседневности и требует упорядочивания, механизмом которого и выступает адаптационное поведение. Особенно актуальным для исследования представляется изучение адаптационных ресурсов и практик различных категорий населения, которые конструируются ими для снижения уязвимости в условиях неопределённости.Основная цель статьи – выявить ряд характерных особенностей адаптации молодёжи к различным составляющим университетской микросреды в период модернизации института высшего образования как макросреды. Анализируется ряд компонентов адаптационного потенциала студентов: 1) накопленные ресурсы; 2) коммуникативные навыки и опыт; 3) жизненная стратегия – выбор цели через профессиональное самоопределение; взаимодействие с проблемами; создание условий жизни; ценностные ориентации. Осуществлён сравнительный анализ двух групп респондентов, направленность самооценок адаптивных способностей которых прямо противоположна. Краткие выводы из проведённого анализа можно сформулировать по двум векторам – методическому и содержательному.Методическое заключение состоит в подтверждении продуктивности анализа позиций целевых групп. Содержательные выводы можно сформулировать следующим образом: какими бы факторами ни обусловливались самооценки способности к адаптации, они связаны со сконструированными нами показателями и значениями их эмпирических индикаторов. Направленность этой связи однозначно установить не представляется возможным, но некоторые тенденции всё же очевидны. По блокам накопленных ресурсов и коммуникативных навыков и опыта можно утверждать, что именно эти факторы обусловливают самооценку способности к адаптации респондентов в новой среде. По блоку жизненных стратегий прослеживается обусловленность значительного числа показателей формирования личной стратегии жизни способностью к адаптации в условиях неопределённости, в условиях возрастания средовых рисков.Ещё один существенный вывод связан с направлениями реформирования системы отечественного высшего образования. Ряд выявленных различий между целевыми группами позволяет говорить о том, что формирование компетенции, которую специалисты называют трудоустраиваемостью, в условиях институциональной неопределённости в значительной степени определяется субъективными оценками способности к адаптации в новой среде.
Ключевые слова:
адаптация, неопределённость, модернизация, среда, молодёжь, социальный институт, высшее образование

Биография автора

Алла Викторовна Мозговая, Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.



Бурукина О.А. Современная система координат профессиональной подготовки в неязыковом вузе // Научный вестник МГИИТ. 2012. № 3. С. 87–96.



Загидуллина М.В. Реконфигурация миссии университета: от концепции «академического знания» к концепции «образовательных услуг» // Челябинский гуманитарий. 2016. № 1 (34). С. 67–75.



Зубок Ю.А., Чупров В.И. Управление рисками в сфере образования молодёжи // Высшее образование в России. 2007. № 5. С. 11–22.



Козырева П.М., Низамова А.Э., Смирнов А.И. Ресурсы и практики социально-экономической адаптации населения России. М.: Новый хронограф, 2013. 328 с.



Минин М.Г., Новоклинова А.В. Трудоустраиваемость как психолого-педагогическая категория // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2012. № 4/1. С. 7–10.



Мозговая А.В., Шлыкова Е.В. Социальные ресурсы и адаптация к риску: выбор стратегии (на примере социальной общности в ситуации конкретного риска) // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 4 (8). С. 25–50.



Оплетина Н.В. Модернизационные риски отечественной системы высшего образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 4. С. 178–181.



Риски трансформирующейся среды обитания: проблема исследования и управления: монография / Ю.А. Зубок (отв. ред.), В.И. Чупров, И. С. Шаповалова и др. Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. 208 с.



Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты: монография. М.: КДУ, 2009. 242 с.



Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги) // Вопросы социологии. 1993. № 3. С. 53–59.



Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‒ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями на 2017 год. М.: Эксмо, 2017. 224 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Мозговая, А. В. (2018) ’Адаптация молодёжи к неопределённости университетской среды в период модернизации института высшего образования’, Социологическая наука и социальная практика, 6(2), сс. 110-125. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.2.5860.