Исследование мотивации научной деятельности в университете как корпорации в рамках институционального подхода

  • Андрей Леонидович Андреев Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; Институт социологии ФНИСЦ РАН sympathy_06@mail.ru
  • Ирина Марковна Новохатько Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» iranovokh@mail.ru
  • Александра Сергеевна Осипова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» alexandra.osipoffa@gmail.com
Для цитирования
Андреев А. Л., Новохатько И. М., Осипова А. С. Исследование мотивации научной деятельности в университете как корпорации в рамках институционального подхода. — Социологическая наука и социальная практика, 2017. Т. 5. № 4. С. 27-45. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.4.5518

Аннотация

В настоящей статье проанализированы глубинные изменения, связанные с превращением университетов в корпорации в контексте институционального анализа. Исследование выполнено в формате case-study, респондентами были студенты, аспиранты и молодые учёные исследовательских специальностей НИЯУ МИФИ. Авторами выдвинуты три гипотезы: о возможном несовпадении ценностей обучающихся с ценностями университе­та; о демотивации студентов 3-го курса ввиду отсутствия индивидуальной коррекции обучения и о неуверенности в будущем после окончания обучения как главной причине демотивации. В ходе исследования особенностей мотивационных характеристик студентов и аспирантов при помощи валидизированных методик «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев) и «Источники мотивации» (Дж. Барбуто и Р. Сколл) было выявлено, что, по сравнению с первокурсниками, студенты 3-го курса и магистры находятся в состоянии демотивации от­носительно учебной деятельности. Это подтверждается высоким значением инструментальной мотивации и низкими результатами по субшкале «Цели в жизни» у данных подгрупп респон­дентов. Было обнаружено, что демотивация связана с усилением тревожности в ожидании будущего, что обусловлено практически линейной корреляционной связью между субшкалой «Цели в жизни» и интегральным показателем «Осмысленность жизни». В свою очередь, уро­вень ожиданий аспирантов превосходит возможный уровень вознаграждения. Авторы видят решение данных проблем в развитии социокультурной среды университета, поддерживающей познавательную мотивацию и креативный потенциал личности, а также в системе эффектив­ного кураторства для поддержания личностных смысловых структур студентов и аспирантов, особенно при формировании групп ускоренного развития. 
Ключевые слова:
мотивация, институциональный анализ, научная деятельность, социокультурная среда, университет, смысложизненные ориентации, источники мотивации

Биографии авторов

Андрей Леонидович Андреев, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; Институт социологии ФНИСЦ РАН
доктор философских наук, профессор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»; главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН
Ирина Марковна Новохатько, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
кандидат философских наук, доцент
Александра Сергеевна Осипова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
магистр

Литература

Андреев А. Л. О модернизации образования в России: историко-социологический анализ // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 111—120.



Андреев А. Л. Перспективы образования: компетенции, интеллектуальные среды, трансдисциплинарность // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 30—41.



Балашов В. В. Проблема мотивации научной деятельности студентов вуза / Проблема мотивации научной деятельности студентов вуза / В. В. Балашов, А. В. Пацула, Р. В. Леньков, Е. А. Гайдукова // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 127—130.



Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М.: Изд-во ВШЭ, 2012. 224 с.



Бурдье П. Поле науки // Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя, 2014. 576 с.



Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.



Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2006. 332 с.



Грудзинский А. О., Чупрунов Е. В. Стратегические изменения университета для повышения конкурентоспособности // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 132—140.



Иващенко Н. П., Энговатова А. А., Коростылева И. И. Национальный университет Сингапура: на пути к предпринимательскому университету // Экономические стратегии. 2016. № 1. С. 62—67.



Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003. 487 с.



Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.



МаслоуА. Мотивация и личность / Пер. с англ. 2-е изд. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.



Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. 880 с.



Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 478 с.



Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 256 с.



Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.



Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии.1996. № 3. С. 116—131.



Фролов И. А., Гаязов Э. Б. Система мотивации молодых учёных к активной научной деятельности на примере российских научно-исследовательских университетов // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 22. С. 280-284.



Bailey T., Phillips L. The Influence of Motivation and Adaptation on Students’ Subjective Well-being, Meaning in Life and Academic Performance // Higher Education Research & Development. 2016. Vol. 35. № 2. P. 201-216.



Barbuto Jr. J. E, Scholl R. W. Motivation Sources Inventory: Development and Validation of New scales to Measure an Integrative Taxonomy of Motivation // Psychological Reports. 1998. Vol. 82. № 3. P. 1011-1022.



Green J., Liem G. A. D., Martin A. J., Colmar S., Marsh H. W., McInerney D. Academic Motivation, Self-concept, Engagement, and Performance in High School: Key Processes from a Longitudinal Perspective // Journal of Adolescence. 2012.Vol. 35. № 5.P. 1111-1122.



Jeong S., Choiz J. Y. Collaborative Research for Academic Knowledge Creation: How Team Characteristics, Motivation, and Processes Influence Research Impact // Science and Public Policy.2015. № 42. P. 1-14.



McClelland David C. Human Motivation. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. - 663p.



Ryan J. C. The work motivation of research scientists and its effect on research performance // R&D Management.2014. Vol. 44. P. 355-369.



Stoeber J., Childs J. H., Hayward J. A., Feast A. R. Passion and Motivation for Studying: Predicting Academic Engagement and Burnout in University Students // Educational Psychology. 2011. Vol. 31. № 4. P. 513-528.



Vallerand R. J., Pelletier L. G., Blais M. R., Briere N. M., Senecal C., Vallieres E. F. The Academic Motivation Scale: A Measure of Intrinsic, Extrinsic, and Amotivation in Education // Educational and Psychological Measurement. 1992. Vol. 52.P. 1003-1017.



VallerandR. J., Blanchard C. M., Mageau G. A., KoestnerR., Ratelle C., LeonardM., Gagne M. Les passions de l’ame: On obsessive and harmonious passion // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 85. P. 756-767.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Андреев, А. Л., Новохатько, И. М. и Осипова, А. С. (2017) ’Исследование мотивации научной деятельности в университете как корпорации в рамках институционального подхода’, Социологическая наука и социальная практика, 5(4), сс. 27-45. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.4.5518.