Государство как стратегический субъект развития российской системы образования

  • Арина Михайловна Старыгина Ростовский социально-экономический институт st.ar79@mail.ru
Для цитирования
Старыгина А. М. Государство как стратегический субъект развития российской системы образования. — Социологическая наука и социальная практика, 2016. Т. 4. № 4. С. 61-69. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.4.4762

Аннотация

В статье рассматривается проблема исследования роли государства в модерни­зации российского отечественного образования. В эпоху глобальных изменений системы образования и интеграции российского образования в мировое образовательное простран­ство значимость государства в управлении и контроле за реформированием системы образо­вания повышается. Именно государственные институты остаются основными регуляторами происходящих в сфере образования модернизационных процессов, способных пресечь или минимизировать ряд рисков, возникающих для отечественной образовательной системы.Рассматривая государство в роли субъекта института образования, можно выделить его ключевые функции в сфере образования: идеологическую, финансовую и организационную. Идеологическая функция заключается в определении государством общей направленности образовательного процесса, формулировании основ образовательных программ, и прежде всего воспитательной компоненты образовательной системы. Слабость идеологической функ­ции государства в сфере образования минимизирует патриотическое воспитание молодёжи, ассимилирует малопригодные для российской социокультурной и историко-политической специфики направления образовательных программ. Недостаточность финансирования в ко­нечном итоге влечёт за собой снижение и, возможно, полную потерю конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. Организационная функция призвана обеспечить жизнеспособность такой модели организации образовательной системы, которая будет органично сочетать адекватность современным условиям, националь­ные традиции и исторический опыт российской системы образования.Таким образом, определяя роль государства в регулировании процессов в сфере обра­зования, обозначая цели и основные функции в модернизации образования и управлении образовательным процессом, можно раскрыть ключевые механизмы влияния государства как стратегического субъекта развития российской системы образования на развитие института образования в современном российском обществе.
Ключевые слова:
образование, государство, университеты, молодёжь, идеология

Биография автора

Арина Михайловна Старыгина, Ростовский социально-экономический институт
кандидат социологических наук, доцент

Литература

Государственная идеология и высшее образование: стенограмма круглого стола «Философия политики: государственная идеология и высшее образование», 19 июня 2007 г. [Электронный ресурс]: Русский журнал. URL: http://www. russ.ru/ pole/Gosudarstvennava-ideologiva-i-vvsshee-obrazovanie (дата обращения: 15.09.2016).



Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса (нач. 10-х гг. - середина 30-х гг. XX в.): учеб. пособие для вузов / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: МГУ, 1980. - С. 273 -297.



Киселёв А. С. Управленческие задачи государства в образовании (социологический анализ). [2013] [Электронный ресурс]: Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». URL: http://www.ifap.ru/librarv/book155.pdf (дата обращения: 15.09.2016).



Кусжанова А. Ж. Государство и образование. [Электронный ресурс]: CREDO NEW. Теоретический журнал. - 1997. - № 5. URL: http://credonew.ru/content/ view/57/22/ (дата обращения: 15.09.2016).



Старцев Я. Ю. Система образования как объект государственной политики // Вопросы политологии и социологии. - 2012.- Вып. 1 (2). - С. 74-86.



Тощенко Ж. Т. Фантомы российского общества. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. - 668 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Старыгина, А. М. (2016) ’Государство как стратегический субъект развития российской системы образования’, Социологическая наука и социальная практика, 4(4), сс. 61-69. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.4.4762.