Интеллектуальный потенциал, инновации и образование

  • Давид Львович Константиновский Институт социологии РАН konstant@isras.ru
  • Екатерина Сергеевна Попова Институт социологии РАН espopova@isras.ru
Выражение признательности
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ (грант № 16-18-10420проект «Непрерывное образование и наукоёмкие производстваинституты и практики взаимодействия») в Институте социологии РАН
Для цитирования
Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Интеллектуальный потенциал, инновации и образование. — Социологическая наука и социальная практика, 2016. Т. 4. № 4. С. 36-60. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.4.4761

Аннотация

Статья посвящена роли высшего профессионального образования в создании ин­теллектуального потенциала, в экономическом развитии стран и возникновении инноваций.Рассмотрены ключевые направления исследований данной проблематики в мировой науке. Одно из них нацелено на изучение различных форм накопления знаний и их передачи, повыше­ния уровня человеческого и социального капитала через систему образования. Другая перспек­тива связана с анализом различных управленческих и политических контекстов, национальных систем высшего образования, национальных программ по созданию и продвижению инноваций.Приведены данные, демонстрирующие динамику охвата высшим образованием взросло­го населения стран ОЭСР и России. Показано, как перемены в образовательной реальности связаны с изменениями на рынке труда и устремлениями молодёжи. Анализ данных свиде­тельствует о продолжающейся экспансии высшего профессионального образования. При этом результаты исследований образовательных траекторий молодёжи обнаруживают, что рост сферы вузовского образования не нивелирует дифференциацию его доступности.Материалы статьи позволяют сформулировать правило, определяющее возможности со сто­роны сферы образования для возникновения инноваций: развитие образования необходимо для роста интеллектуального потенциала, без которого нельзя рассчитывать на появление инноваций; при этом доступность образования выступает ограничителем, обусловленным рядом факторов.
Ключевые слова:
образование, молодёжь, интеллектуальный потенциал, образовательные траектории, социальная дифференциация, экономическое развитие, инновации

Биографии авторов

Давид Львович Константиновский, Институт социологии РАН
доктор социологических наук 
Екатерина Сергеевна Попова, Институт социологии РАН
кандидат социологических наук

Литература

Аитов Н. А., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества / Под ред. В. А. Мансурова. - М.: Наука, 1988. - 169 с.



Банникова Л. Н., Боронина Л. Н. Подготовка инженера для инноваций: оценка запроса // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 3 (103). - С. 32-42.



Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистиче¬ского общества / М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов - М.: Наука, 1978. - 272 с.



Герчикова В. В. Современное высшее образование: функции, реализация, перспективы. - Томск: Изд-во Томского университета, 1988. - 163 с.



Декрет Совета Народных Комиссаров «О правилах приёма в высшие учебные заведения», 2 августа 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг., № 57, ст. 632. - М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1942.



Декрет Совета Народных Комиссаров «О рабочих факультетах», 17 сентября 1920 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. - № 80. Ст. 381. - М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1943.



Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на¬родного образования в СССР». 24 декабря 1958 г. // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1 января 1959 г. - № 1 (933). Ст. 5. - С. 10-22.



Индикаторы образования: 2011: стат. сб. - М.: Национальный исследовательский уни¬верситет «Высшая школа экономики», 2011. - 264 с.



Индикаторы образования: 2013: статистический сборник. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», - 280 с.



Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л. М. Гохберг И. Ю. Забатурина, Н. В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа эко¬номики». — М.: НИУ ВШЭ, 2016. — 320 с.



Катунцева Н. М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции, из рабочих и крестьян. — М., 1977.— 203 с.



Константиновский Д., Вахштайн В., Куракин Д., Рощина Я. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. — М.: Логос, 2006. — 208 с.



Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодёжи (1960-е годы — начало 2000-х). — М.: ЦСП, 2008. — 552 с.



Константиновский Д. Л. Образование, рынок труда и социальное поведение молодёжи // Социологический журнал. — 2014. — № 3. — С. 55—69.



Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодёжь, рынок труда и экспан¬сия высшего образования // Социологические исследования. — 2015. — № 11. — С. 39—49.



Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Отношение молодёжи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. — 2016. — № 1. — С. 5—19.



Константиновский Д. Л., Хохлушкина Ф. А. Формирование социального поведения молодёжи в сфере образования // Социологический журнал. — 1998. № 3—4.— С. 22—42.



Население по возрастным группам, полу и уровню образования по субъектам Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Итоги Всероссийской переписи населения. 2010. Федеральная служба государственной статистики URL: http:// www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/Documents/Vol3/pub-03-01.pdf(дата обращения: 15.10.2015).



Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи: 50 лет исследования / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская, Г. С. Гончарова, В. Г. Костюк, Е. С. Попова, Г. А. Чередниченко. — М.: ЦСП и М, 2015. — 232 с.



Образование в Российской Федерации: 2012: стат. сб. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. — 444 с.



Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», — 464 с.



Олесик Е. Я. Проблемы формирования студенческого контингента ву¬зов СССР (1944 — 1990 гг.). // Вестник Адыгейского гос. унив-та. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2008. — № 2. — С. 82—87.



Постановление «О завершении перехода ко всеобщему среднему обра¬зованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. № 463 // Народное образование в СССР: сборник нормативных актов. — М.: Юридическая литература. 1987. — С. 98—101.



Приём в высшие учебные заведения по видам обучения [Электронный ресурс] // Статистика российского образования. 2002-2008. URL: http://stat.edu.ru/scr/db.cgi7actUistD B&t=2_6_13&ttype=2&Field=All (дата обращения: 15.11.2016).



Шубкин В. Н. Социологические опыты. (Методологические вопросы социальных иссле¬дований). — М.: Мысль, 1970. — 288 с.



Andersson R., Quigley J. M., Wilhelmsson M. Urbanization, Productivity, and Innovation: Evidence from Investment in Higher Education // Journal of Urban Economics. — 2009. — № 66 (1). — P. 2—15. DOI: 10.1016/j.jue.2009.02.004.



Bilbao-Osorio B., Rodriguez-Pose A. From R and D to Innovation and Economic Growth in the EU // Growth and Change. — 2004. — № 35 (4). — P. 434—455.



Calcagnini G., Favaretto I. Models of University Technology Transfer: Analyses and Policies // Journal of Technology Transfer. — 2016. — № 41 (4). — P. 655—660. DOI: 10.1007/s10961-015-9427-6.



Charles D. Universities as Key Knowledge Infrastructures in Regional Innovation Systems // Innovation. — 2006. — № 19 (1). — P. 117—130. DOI: 10.1080/13511610600608013.



Chen K., Kenney M. Universities/Research Institutes and Regional Innovation Systems: The Cases of Beijing and Shenzhen // World Development. — 2007. — № 35 (6). — P. 1056—1074. DOI: 10.1016/j.worlddev.2006.05.013.



Crescenzi R. Innovation and Regional Growth in the Enlarged Europe: The Role of Local Innovative Capabilities, Peripherality, and Education // Growth and Change. — 2005. — № 36 (4). — P. 471—507. DOI: 10.1111/1.1468—2257.2005.00291.x.



Education at a Glance 2016: OECD Indicators. Published on September 15, 2016. [Электронный ресурс] // OECD. Better Policies For Better Lives. URL: http://www.oecd.org/edu/educa- tion-at-a-glance-19991487.htm (дата обращения: 21.09.2016).



Egbu C. O. Managing Knowledge and Intellectual Capital for Improved Organizational Innovations in the Construction Industry: An Examination of Critical Success Factors // Engineering, Construction and Architectural Management. — 2004. — № 11 (5). — P. 301—315. DOI: 10.1108/09699980410558494.



Fadeeva Z., Mochizuki Y. Higher Education for Today and Tomorrow: University Appraisal for Diversity, Innovation and Change Towards Sustainable Development // Sustainability Science. — 2010. — № 5 (2). — P. 249—256. DOI: 10.1007/s11625-010-0106-0.



Fleisher B., Li H., Zhao M. Q. Human Capital, Economic Growth, and Regional Inequality in China // Journal of Development Economics. — 2010. — № 92 (2). —P. 215—231. DOI: 10.1016/i. jdeveco.2009.01.010.



Global education digest 2009: comparing education statistics across the world. [Электронный ресурс] // UNESCO Institute for Statistics 2009. URL: http://www.uis.unesco.org/Pages/default. aspx (дата обращения: 27.10.2016).



Gokhberg L., Kuznetsova T., Zaichenko S. Towards a New Role of Universities in Russia: Prospects and Limitations // Science and Public Policy. — 2009. — № 36 (2). — P. 121 — 126. DOI: 10.3152/030234209X413946.



Huggins R., Johnston A. The Economic and Innovation Contribution of Universities: A Regional Perspective // Environment and Planning C: Government and Policy. — 2009. — № 27 (6). — P. 1088—1106. DOI: 10.1068/c08125b.



Konstantinovskiy David L. Social inequality and access to higher education in Russia. // European Journal of Education. — 2012. — V. 47. — № 1. — P. 9—24.



Laredo P. Innovation Policies: The National and Regional Dimensions // Economia e Politica Industriale. — 2016. — № 43 (3). — P. 323—330. DOI: 10.1007/s40812-016-0038-5.



Lockett N., Kerr R., Robinson S. Multiple Perspectives on the Challenges for Knowledge Transfer between Higher Education Institutions and Industry // International Small Business Journal. - 2008. - № 26 (6). - P. 661 -681. DOI: 10.1177/0266242608096088.



Osadchy E. A., Akhmetshin E. M. The Intellectual Capital Importance and the Role of Organizations Against the Backdrop of a Crisis: Innovation Vector // Social Sciences (Pakistan). - 2015. - № 10 (6). - P. 1013-1020.



Sdnchez M. P., Elena S. Intellectual Capital in Universities: Improving Transparency and Internal Management // Journal of Intellectual Capital. 2006. No. 7 (4). P. 529-548. DOI: 10.1108/14691930610709158.



Sidhu R., Ho K.-C, Yeoh B. Emerging Education Hubs: The Case of Singapore // Higher Education. - 2011. - № 61 (1). - P. 23-40. DOI: 10.1007/s10734-010-9323-9.



Stewart F. Globalisation and Education // International Journal of Educational Development. - 1996. - № 16 (4). - P. 327-333. DOI: 10.1016/S0738-0593(97)87232-X.



Tatarkin A. I., Kotlyarova S. N. Regional Development Institutions as an Economic Growth Factors // Economy of Region. - 2013. - № 3. - P. 18-26.



Uyarra E. Conceptual the Regional Roles of Universities, Implications and Contradictions // European Planning Studies. - 2010. - № 18 (8). - P. 1227-1246. DOI: 10.1080/09654311003791275.



Valente A. C., Salavisa I., Lagoa S. Work-Based Cognitive Skills and Economic Performance in Europe // European Journal of Innovation Management. - 2016. - № 19 (3). - P. 383-405. DOI: 10.1108/EJIM-07-2014-0073.



Whiteley P. F. Economic Growth and Social Capital // Political Studies. - 2000. - № 48 (3). - P. 443-446.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Константиновский, Д. Л. и Попова, Е. С. (2016) ’Интеллектуальный потенциал, инновации и образование’, Социологическая наука и социальная практика, 4(4), сс. 36-60. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.4.4761.