Развитие дополнительного профессионального образования в новой экономической ситуации

  • Елена Михайловна Авраамова Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ avraamova-em@ranepa.ru
  • Дмитрий Михайлович Логинов Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ loginov-dm@ranepa.ru
Для цитирования
Авраамова Е. М., Логинов Д. М. Развитие дополнительного профессионального образования в новой экономической ситуации. — Социологическая наука и социальная практика, 2016. Т. 4. № 3. С. 97-116. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.3.4580

Аннотация

В статье рассмотрены тенденции развития дополнительного профессионального образования в условиях неопределённой экономической ситуации. Информационной базой послужили материалы, полученные в ходе анкетного опроса 500 руководителей кадровых служб и 30 углублённых интервью с руководителями кадровых служб предприятий различных отраслей. Исследование, осуществлённое Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС в 2015 г., зафиксировало заметное ухудшение экономического положения отраслей и предприятий, однако ухудшения не рассматривались руководством как критические и не­обратимые, поскольку большинство ожидает улучшения или, по крайней мере, стабилизации ситуации. Подобное восприятие экономической реальности и перспектив её развития не сти­мулировало изменений требований к персоналу, а, следовательно, потребность в повышении квалификации сотрудников не подверглась ревизии.Предприятия, находящиеся в лучшем экономическом положении, предъявляют значи­тельно более высокие требования к подготовке персонала всех уровней. Работодатели начали корректировать планы переобучения, отдавая приоритет краткосрочным и недорогим формам в ущерб более длительным и финансово затратным. Такие стратегии обусловлены ситуацией на рынке труда, где происходит вынужденное высвобождение квалифицированных работников всех уровней. Пока только сегмент экономических агентов, находящихся в благополучном эко­номическом положении (благодаря специфике экономической деятельности либо монополь­ному положению), продолжает вести активную образовательную политику, направленную на развитие человеческого капитала. Отрасли и предприятия, не обладающие соответствующими преимуществами, снижают требования к персоналу и расходы на его обучение, тем самым ещё больше снижая свою конкурентоспособность.
Ключевые слова:
дополнительное профессиональное образование, система, формы, финансирование, перспективы развития

Биографии авторов

Елена Михайловна Авраамова, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
доктор экономических наук, профессор, заведующая лабораторией, Институт социального анализа и прогнозирования
Дмитрий Михайлович Логинов, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, Институт социального анализа и прогнозирования

Литература

Авраамова Е. М., Клячко Т. Л., Логинов Д. М. Мониторинг непрерывного профессионального образования: позиции работодателей и работников. — М.: Дело, 2015. - 60 с.



Авраамова Е. М., Титов В. Н. Структурные факторы развития дополнительного профессионального образования // Социологическая наука и социальная практика. - 2014. - № 2 (6). - С. 61-80.



Аникин В. А. Тенденции изменения социально-профессиональной структуры России в 1994-2006 гг. (по материалам RLMS) // Мир России. - 2009. - Т. 18. - №. 3. - С. 114-131.



Ключарёв Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. - 2015. - № 11. - С. 49-56.



Ключарёв Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В. Непрерывное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. - М.: ЦСПиМ, 2014. - 433 с.



Ключарёв Г. А., Латов Ю. В. Дополнительное образование - мост между системой образования и рынком труда // Общественные науки и современность. - 2016. - № 1. - С. 20-33.



Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / Науч. рук. Карпухина А. Е.; Серия «Мониторинг. Образование. Кадры». - М.: МАКС Пресс, 2006. - 340 с.



Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]: Российская газета. Столичный выпуск № 5775 (102). 09.05.2012. URL: http:// rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 13.05.2016).



Learning in a crisis. European Centre for the Development of Vocational Training [Electronic resource]: Cedefop briefing note, November 2009. URL: http ://www.cedefop.europa.eu/en/publica- tions-and-resources/publications/9017 (date of access: 13.05.2016).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Авраамова, Е. М. и Логинов, Д. М. (2016) ’Развитие дополнительного профессионального образования в новой экономической ситуации’, Социологическая наука и социальная практика, 4(3), сс. 97-116. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.3.4580.