Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления

  • Алексей Николаевич Ильин Омский государственный педагогический университет ilin1983@yandex.ru
Выражение признательности
Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России (государственное задание)
Для цитирования
Ильин А. Н. Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления. — Социологическая наука и социальная практика, 2016. Т. 4. № 3. С. 38-53. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.3.4577

Аннотация

Культурная тенденция, называемая консюмеризмом, представляет собой динамичное явление, преобразующееся в процессе времени. Потребление тиражирует совершенно опреде­лённые ценностные ориентации, основанные на вещизме, гонке за модой и за новизной, которая на самом деле является мнимой, неподлинной. Консюмеризм формирует ценность постоянного потребления, а индустрия потребительской цивилизации, создавая новые модели гаджетов, только разжигает страсть перманентных приобретений. В обществе потребления доминирует импера­тив, требующий перманентно обновлять личную систему вещей (принцип перманентности). Производство обслуживает не просто потребности, а рост потребностей. Оно ориентируется на изготовление всё большего количества вещей, в том числе малополезных, но обладающих пре­стижным статусом и символической полнотой. Мода постоянно меняется и потому потребление превращается в бесконечный процесс. Консюмер демонстрирует окружающим, что он обеспечи­вает свою современность и соответствие императивам моды, покупая самые последние модели тех или иных товаров. Так он конструирует свою идентичность. Потребитель, осуществляя постоян­ные приобретения ради подчёркивания своего статуса, реализует модель поведения, навязанную ему инфраструктурой потребления. Посредством зависимости от тенденций моды потребитель подчёркивает свою независимость — в этом заключён парадокс общества потребления. Однако тенденция перманентного обновления вещей несёт в себе антиэкологичную сущность.
Ключевые слова:
культура потребления, консюмеризм, одноразовость, мода, капитализм, инфраструктура потребления

Биография автора

Алексей Николаевич Ильин, Омский государственный педагогический университет
кандидат философских наук, доцент

Литература

Бауман З. Мыслить социологически: учеб. пособие / Пер. с англ., ред. А. Ф. Филиппова; Ин-т «Открытое общество». — М.: Аспект Пресс, 1996. — 255 с.



Бискэ Г. Геологи Советского Союза: связь времен // Альтернативы. — 2011. — № 4.— С. 108—118.



Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000. — 387 с.



Ванн Д., Нэйлор Т., Де Грааф Д. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. — 392 с.



Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000. № — 4 (25). — С. 63—77.



Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения // Вопросы философии. — 2015. — № 2. — С. 15—24.



Кара-Мурза С. Г. Манипуляции продолжаются. Стратегия разрухи. — М.: Алгоритм, 2011. — 352 с.



Кара-Мурза С. Г. Матрица «Россия». — М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. — 256 с.



Кендюхов А. Философия маркетинга и общество потребления: начало но¬вой цивилизации или начало конца? [Электронный ресурс]: Интернет-издание «Остров». 18.09.2009. URL: http://www.ostro.org/artlcles/artlcle-70222 / (дата обращения: 15.08.2016).



Тоффлер Э. Футурошок. — СПб., 1997. — 464 с.



Феофанов О. А. США: реклама и общество. — М.: Мысль, 1974. — 262 с.



Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.



Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М.: Просвещение, 1993. — С. 189—370.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Ильин, А. Н. (2016) ’Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления’, Социологическая наука и социальная практика, 4(3), сс. 38-53. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.3.4577.