Ответственность власти и населения в условиях риска: фактор доверия

  • Анна Евгеньевна Зорина Институт социологии РАН annacur@yandex.ru
  • Алла Викторовна Мозговая Институт социологии РАН mozgovai@isras.ru
Для цитирования
Зорина А. Е., Мозговая А. В. Ответственность власти и населения в условиях риска: фактор доверия. — Социологическая наука и социальная практика, 2016. № 1. С. 71-92. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.1.4148

Аннотация

Исходным положением в статье является тезис о том, что трансформационные социально-экономические процессы в России обусловили становление бизнеса одним из основных субъектов социально ответственных отношений, эффективность которых обеспечивается коммуникацией с властными структурами и гражданским обществом – социальным партнёрством. В статье проводится анализ подходов к пониманию социальной ответственности в отечественной и зарубежной традиции; обобщаются практики реализации бизнесом своей социальной ответственности; анализируются и обобщаются результаты социологических исследований. Обосновывается вывод о том, что социальное партнёрство бизнеса, власти и населения не востребовано социальной практикой. Формулируется гипотеза, суть которой состоит в том, что актуализация населения в сфере защиты среды обитания, принятие ответственности коррелирует с уровнем доверия властным структурам, лицам, принимающим решения.Гипотеза подвергается эмпирической проверке на материалах социологического исследования. Результаты убедительно показывают наличие существенных различий по целому ряду социальных показателей между респондентами, доверяющими властным структурам и не доверяющими им. Интерпретация результатов наглядно демонстрирует тот потенциал ресурсов, которые властные структуры могут использовать для преодоления недоверия, отчуждённости населения от процесса разработки, принятия и контроля исполнения жизненно важных решений – реализации ответственности.
Ключевые слова:
социальная ответственность, бизнес-сообщество, риск, эколого-экономическое противоречие, территориальная общность, доверие

Биографии авторов

Анна Евгеньевна Зорина, Институт социологии РАН
научный сотрудник
Алла Викторовна Мозговая, Институт социологии РАН
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник

Литература

Вайнер В. Семь уровней социальной активности бизнеса. 31.01.2014 г. [Электронный ресурс] // Портал НКО. URL: http://www.portal–nko.ru/finance/fran/16529 (Дата обращения: 15.06.2015).



Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т. С. Сиваева / под. ред. М. И. Либоракиной. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. – 136 с.



Гражданская ответственность. Опрос в малых и средних городах. 26.05.2014. [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». URL: http://soc.fom.ru/obshchestvo/11522 (Дата обращения: 28.12.2015).



Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодёжи. М.: Мысль, 2007. – 288 с.



Индекс «Гражданская ответственность». 29.08.2014. [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Obraz-zhizni/11691 (Дата обращения: 28.12.2015).



Исследование «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса в крупных российских городах» [Электронный ресурс] // Фонд Институт экономики города URL: http://www.urbaneconomics.ru/projects.php?folder_id=145&mat_id=80&page_id=608&from=search (Дата обращения: 20.11.2015).



Локус ответственности: внутренний и внешний [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение» // Доминанты. 2010. № 33. URL: http://bd.fom.ru/pdf/d33lovv10.pdf (Дата обращения: 28.12.2015).



Мозговая А. В., Комарова В. А. Социологическое обеспечение рисковой коммуникации // Риск: социологический анализ, коммуникация, региональной управление / отв. ред. А. В. Мозговая. М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 143–156.



Потребительское поведение через призму доверия и ответственности. Исследование Левада-Центра по заказу ЦМИ Сбербанка [Электронный ресурс] // Сбербанк. Центр макроэкономических исследований. Февраль 2013. - 34 с. URL: http://gtmarket.ru/files/news/5390/Consumer_Behavior_Trust_and_Responsibility_of_Russian_Society_February_2013.pdf (Дата обращения: 20.11.2015).



Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под. ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. – 264 с.



Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013. – 376 с.



Словарь Ожегова: толковый словарь русского языка. 1949 [Электронный ресурс] // URL: http://www.ozhegov.org/ (Дата обращения: 28.12.2015).



Современная энциклопедия [Электронный ресурс] 2000 // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/27442 (Дата обращения: 28.12.2015).



Социальная ответственность бизнеса – опыт России и Запада: исследование. 2004 [Электронный ресурс] // Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». URL: http://www.cgp.ru/pdfs/delross.pdf (Дата обращения: 20.11.2011).



Социальная Хартия Российского бизнеса: соответствие принципов и индикаторов. 2008 [Электронный ресурс] // РСПП. Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://рспп.рф/simplepage/474 (Дата обращения: 28.12.2015).



Тульчинский Г. Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнёрство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. Ун-та «Высшая школа экономики». СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, 2012. – 236 с.



Цветкова Б. Л. Социальная ответственность бизнеса в современных российских условиях: Автореф. дис. … канд. социол. наук / Цветкова Бэла Львовна. Н. Новгород, 2004. – 32 с.



Чирикова А. Е. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: региональная проекция. М.: Независимый институт социальной политики, 2007. – 152 с.



Шмерлина И. Социальная ответственность бизнеса (по материалам экспертных интервью). 2004. [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». URL: http://bd.fom.ru/report/map/d042629 (Дата обращения: 28.12.2015).



Экологическая ответственность предприятий. 2014. [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Obraz-zhizni/11651 (Дата обращения: 28.12.2015).



Bavec C. Social Responsibility and Professional Ethics in Management: Does It Matter? [Electronic resource] // Social Responsibility, Professional Ethics, and Management Proceedings of the 11th International Conference 2010, Ankara, Turkey, 24–27 November. 2010. URL: http://www.fm-kp.si/zalozba/ISBN/978-961-266-098-7/papers/MIC4157.pdf (Date of access: 20.11.2015).



Carroll A. S. The pyramid of corporate social responsibility: toward the moral management of organizational stakeholders balancing economic, legal, and social responsibilities [Electronic resource] // Business Horizons. 1991. № 34 (4). URL: http://www.mycgaonline.org/bbcswebdav/courses/Resources/erh/b2.carroll.html (Date of access: 20.11.2015).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Зорина, А. Е. и Мозговая, А. В. (2016) ’Ответственность власти и населения в условиях риска: фактор доверия’, Социологическая наука и социальная практика, (1), сс. 71-92. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.1.4148.