Образование как фактор и ресурс гражданского участия и демократического развития общества

  • Михаил Константинович Горшков Институт социологии РАН director@isras.ru
  • Ирина Николаевна Трофимова Институт социологии РАН itnmv@mail.ru
Выражение признательности
Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта № 14-03-00707 «Гражданский активизм и самоорганизующиеся практикиновые реалии»осуществляемого при поддержке РГНФ
Для цитирования
Горшков М. К., Трофимова И. Н. Образование как фактор и ресурс гражданского участия и демократического развития общества. — Социологическая наука и социальная практика, 2016. № 1. С. 5-19. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.1.4144

Аннотация

В статье на основе результатов репрезентативных социологических опросов, проведённых как в нашей стране, так и за рубежом, рассматривается проблема влияния образования на уровень и качество гражданского участия. Теоретико-методологической базой исследования выступает совокупность положений, раскрывающих комплексность, изменчивость и страновую специфику образовательных эффектов в общественно-политической сфере. Особое внимание уделено проблеме взаимодействия образовательных потенциалов индивидов, социальных групп и общества в целом в различных общественных и политических практиках. Показано, что в зависимости от характера и содержания данного взаимодействия можно говорить об абсолютном, релятивном и кумулятивном эффектах образования в сфере гражданского участия. Более высокий уровень образования обусловливает повышение интереса граждан к различным формам и практикам общественной и политической деятельности, рост мотивации к большему самовыражению и самореализации. Анализ также показал, что образовательный потенциал россиян пока слабо реализуется в социально-политической сфере, что в свою очередь ограничивает возможность формирования новых актуальных знаний, концептов и представлений о более эффективной организации жизни российского общества. Образование и гражданское участие – это сложные социальные феномены, связь между которыми носит комплексный и динамичный характер. Именно в процессе повседневного участия, а не в ходе выходящих за правовые рамки экстремальных событий происходит утверждение гражданских ценностей, закрепляются соответствующие навыки, формируются идентичности, познаётся социальная реальность.
Ключевые слова:
образование, гражданское участие, гражданский активизм, эффекты образования, общество, индивид, общественные и политические институты

Биографии авторов

Михаил Константинович Горшков, Институт социологии РАН
доктор философских наук, академик РАН, директор Института социологии РАН
Ирина Николаевна Трофимова, Институт социологии РАН
доктор политических наук, ведущий научный сотрудник

Литература

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014. – 500 с.



Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова, Р. Крумма. М.: Весь мир, 2011. – 325 с.



Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодёжи. М.: ЦСП, 2008. – 550 с.



Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / под ред. Г. А. Ключарева. М.: ИС РАН, 2008. – 400 с.



Политика. Государство. Управление: Сборник статей. М.: ИД-КДУ, 2014. – 408 с.



Психология политического восприятия в современной России / под ред Е. Шестопал. М.: РОССПЭН, 2012. –422 с.



Пушкарева Г. В. Homo politicus: человек политический. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2014. – 336 с.



Citizen Competence and Democratic Institutions / Ed. by Elkin S. L., Soltan K. E. University Park, PA: Pennsylvania State University Press, 1998. – 427 p.



Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. L-A.: Indo-European Publ., 2011. – 421 p.



English С. Civic Engagement Highest in Developed Countries. 18.01.2011 [Электронный ресурс] // Gallup. сom. 18.01.2011 [Электронный ресурс] // Gallup World URL: http://www.gallup.com/poll/145589/civic-engagement-highest-developed-countries.aspx#2 (Дата обращения: 20.09.2015).



Improving Health and Social Cohesion through Education. OECD, 2010. – 222 p.



Nie N. H., Junn J., Stehlik-Berry K. Education and Democratic Citizenship in America. Chicago: University of Chicago Press, 1996. – 290 p.



Nussbaum M. C. Not for Profit: Why Democracy Needs the Humanities. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2012. – 168 p.



Offe C., Preuss U. Democratic institutions and moral resources // Political theory today. Ed. by D. Held. Cambridge: Polity, 1991. – 360 p.



Putnam R. D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon and Schuster, 2001. – 541 p.



World Value Survey [Электронный ресурс] // URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp (Дата обращения: 20.09.2015).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Горшков, М. К. и Трофимова, И. Н. (2016) ’Образование как фактор и ресурс гражданского участия и демократического развития общества’, Социологическая наука и социальная практика, (1), сс. 5-19. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.1.4144.