Социальная ответственность бизнеса в России: вопросы теории

  • Евгений Яковлевич Виттенберг Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) intelban@mail.ru
Выражение признательности
Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта № 15-01-00282а «Социальная ответственность бизнеса в Россиигенезисспецификаэтапы развития»осуществляемого при поддержке РГНФ
Для цитирования
Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность бизнеса в России: вопросы теории. — Социологическая наука и социальная практика, 2016. № 4. С. 74-98.

Аннотация

Статья посвящена истории развития концепций социальной ответственности бизнеса (СОБ) в России. Она содержит критический анализ различных точек зрения, существующих в науке по поводу этого феномена. В частности отмечается явление некритического переноса концепций, разработанных западными учёными применительно к СОБ в развитых странах, к существенно отличающимся условиям функционирования бизнеса в России. Автор также излагает собственную широкую концепцию СОБ, в основе которой лежит видение её основной функции в поддержании вместе с другими субъектами социальной ответственности (государством, гражданским обществом) социально-экономической стабильности в стране. Автор анализирует содержание СОБ, ее различные уровни и содержание, систему взаимоотношений бизнеса с внутренними и внешними стейкхолдерами, а также специфику СОБ в условиях современного социально-экономического кризиса в России.
Ключевые слова:
социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность, социально ответственное поведение, корпоративное гражданство, социально ответственные инвестиции, внешние и внутренние стейкхолдеры

Биография автора

Евгений Яковлевич Виттенберг, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
доктор исторических наук, профессор

Литература

Бедность и неравенства в современной России: десять лет спустя. Аналитический доклад. Подготовлен ИС РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Фридриха Эберта в Российской Федерации. М.: 2013. – 167 с.



Братющенко С.В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых учёных. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. С. 166-178.



Брусиловский Б.И. Социальная ответственность бизнеса [Электронный ресурс] // Брусиловский URL: http://brusilovskiy.ru/point/social_otv_biznes/ (Дата обращения: 08.01.2013).



Валитов Ш.М., Малыгин В.А. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции социальной ответственности. М.: «Экономика», 2009. – 208 с.



Виттенберг Е.Я. От социальной безответственности к социальной ответственности? Трудный путь российского бизнеса // Россия и современный мир. 2009. № 1. –С. 81-100.



Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве. – М., 2011, Издательский центр РГГУ. – 481 с.



Зарубина Н.Н. Деньги и культура богатства: перспективы социальной ответственности бизнеса в условиях глобализации // Социологические исследования. 2008. № 10 С. 13-23.



Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. Фонд «Институт экономики города», М.: 2003. – 136 с.



Иноземцев В. Никакого бизнеса – чисто личное [Электронный ресурс] // Эксперт Online 20 декабря 2004. URL: http://expert.ru/ural/2004/48/48ur-ubiz_65254/ (Дата обращения: 23.10.2015).



Китчин Т. Корпоративная социальная ответственность: в фокусе бренд // Менеджмент сегодня. 2003. № 5. С. 20-35.



Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Ассоциация менеджеров. М., 2003 – 208 с.



Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008 – 504 с.



Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика, российские перспективы. М., ИМЭМЩ, 2004. – 217 с.



Кузнецов Ю. «Социальная ответственность бизнеса»: опыт анализа понятия с христианских позиций [Электронный ресурс] // Институт свободы Московский либертариум. Дата публикации 28.09.2005. URL: http://www.libertarium.ru/3617 (Дата обращения: 15.10.2015).



Малинин Е.Д. Социальная ответственность предпринимателей и экономические реформы в России // ЭКО. 2010. № 10. С. 177-187.



Мескон М., Альберт М., Хедоури М. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997. – 704 с.



Ответственная деловая практика в зеркале отчётности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчётов 2012–2014 годы выпуска М., РСПП, 2015 – 140 с.



Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 2008. – 448 с.



Проблемы бедности и неравенства в современной России. Информационно-аналитический материал по результатам исследований российских и международных экспертов. М.: РСПП. 2004. – 83 с.



Путеводитель по социальным программам российского бизнеса. Социальный портрет бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс. 2004. – 196 с.



Савичева Е.Ю. Модели социальной ответственности малого бизнеса в России // Проблемы современной экономики. 2010. № 4. – C.164-166.



Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян. М.: Наука, 2006. – 392 с.



Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: Ассоциация менеджеров, 2003 – 208 с.



Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь. Ответственный редактор А.В. Тихонов. М.: «Красандр» 2014. – 471 с.



Церковь попрекнула олигархов деньгами [Электронный ресурс] // Коммерсант. Ru. Газета Коммерсантъ. Дата публикации 06.03.2007. URL: http://www.kommersant.ru/doc/747891 (Дата обращения: 15.10.2015).



Шнайдер Н.И. Приватизация в оценках населения и экспертов [Электронный ресурс] // КиберЛенинка URL: http://cyberleninka.ru/article/n/privatizatsiya-v-otsenkah-naseleniya-i-ekspertov (Дата обращения: 03.11.2015).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Виттенберг, Е. Я. (2016) ’Социальная ответственность бизнеса в России: вопросы теории’, Социологическая наука и социальная практика, (4), сс. 74-98. доступно на: https://jour.fnisc.ru/index.php/socnp/article/view/3228 (просмотрено: 29март2024).