Потребительство как фактор нейтрализации социальных связей и политической активности

  • Алексей Николаевич Ильин Омский государственный педагогический университет. ilin1983@yandex.ru
Для цитирования
Ильин А. Н. Потребительство как фактор нейтрализации социальных связей и политической активности. — Социологическая наука и социальная практика, 2016. № 4. С. 5-18.

Аннотация

В постсоветском российском обществе сложилась культура потребления, оказывающая негативное влияние на многие аспекты социально-культурной жизни человека и общества в целом. Общество потребления – это совокупность отношений, где господствует выступающий смыслом жизни символизм материальных объектов, влекущий потребителей приобретать вещи и тем самым позиционировать свой статус. Потребительство – включённая в каждый акт покупки поддержка производства знаков, тотальная семиотизация реальности. В статье рассмотрены такие характерные для российской современности проблемы как ослабление социальных связей, индивидуализм, аполитичность, переориентация массового интереса с серьёзных политических, экономических, экологических тем на аспекты личного характера. Показано, что данные проблемы напрямую связаны с тенденциями потребительской культуры. Культура потребления предполагает призывы к индивидуальной активности, но к социальному бездействию. Деконсолидация представляется добровольной маргинализацией, свойственной обществу потребления. Когда она приобретает массовый характер, следует констатировать парадоксальное явление «социального исключения большинства». Происходящая перманентная революция индивидуализма, выраженная в соответствующих изменениях культуры и ценностных ориентаций, устраняет политическую активность, вытесняет политический дискурс из массового сознания. Нечувствительность к проблемам общества, страны и мира – одна из метапроблем и социальных метаугроз, характерных для эпохи потребления. В качестве теоретико-методологической базы исследования использованы теории социологии потребления и социальной философии. Гипертрофирование ценностей потребления в пределе ведёт к потере обществом своей основы – социальности.
Ключевые слова:
культура потребления, деконсолидация, деполитизация, общество потребления, политическая пассивность, индивидуализм, солидарность, атомизация

Биография автора

Алексей Николаевич Ильин, Омский государственный педагогический университет.
кандидат философских наук, доцент

Литература

Арендт Х. Что есть свобода? // Вопросы философии. 2014. № 4. С. 32 – 49.



Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. – 390 с.



Бауман З. Рассказанные жизни и прожитые истории // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 5 – 14.



Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. – 240 с.



Визгин В. П. Русская философия сегодня (Размышления о семинаре и книге) // Вопросы философии. 2014. № 12. С. 118 – 129.



Вотинцева Н. Н., Ильин А. Н. Культура потребления и реклама: монография. Пермь: ПИЭФ, 2014. – 132 с.



Горшков М. К., Петухов В. В., Крумм Р. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров). М.: Весь Мир, 2011. – 328 с.



Данилова Е. Н., Ядов В. А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 27 – 30.



Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. М.: «Логос», 1999. – 224 с.



Девиантность в обществе потребления: Коллективная монография. / Под ред. Я. И. Гилинского и Т. В. Шипуновой. СПб.: Издательский Дом «АлефПресс», 2012. – 464 с.



Иванов П. В. Потребление как агент лёгкой социальности в городском пространстве // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Том XIV. № 5 (58). С. 142 – 147.



Иванова В. А., Шубкин В. Н. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 22 – 28.



Ильин А. Н. Деконсолидация и деполитизация, характерные для общества потребления // Социологический журнал. 2014а. № 3. С. 101 – 115.



Ильин А. Н. Культура, стремящаяся в никуда: критический анализ потребительских тенденций: монография. Науч. ред. Д. М. Федяев. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. – 266 с.



Ильин А. Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014б. – 208 с.



Ильин А. Н. Социальная деконсолидация и деполитизация в эпоху потребления // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. 2014в. Т. 2. № 1(17). С. 71 – 77.



Каминская И. Как нам не разрушить Россию, которую мы не потеряли [Электронный ресурс] // YBURLAN Системно-векторная психология Юрия Бурлана URL: http:// www.yburlan.ru/biblioteka/kak-nam-ne-razrushit-rossiyukotoruyu-my-ne-poteryali (Дата обращения: 17.11.2014).



Кара-Мурза С. Г. Матрица «Россия». М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. – 256 с.



Липовецки Ж. Эра пустоты. СПб.: «Владимир Даль», 2001. – 332 с.



Носов Д. М. Ханна Арендт – философ? // Вопросы философии. 2014. № 4. С. 25 – 31.



Реутов Е. В, Колпина Л. В., Реутова М. Н., Бояринова И. В. Эффективность социальных сетей в региональном сообществе // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 79 – 88.



Санина А. Г. Информационное общество и государственная идентичность // Информационное общество. 2013. № 6. С. 9 – 15.



Семенов Е. В., Прокопьева М. Ю. Патриотизм и потребление // Реальность. Человек. Культура: трансформация бытия человека в обществе потребления. VI Ореховские чтения: материалы Всерос. науч. конф. (Омск, 24 октября 2014 г.). Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. С. 133 – 137.



Табачков А. С. Информационное общество в контексте истории // Вопросы философии. 2014. № 10. С. 37 – 45.



Шихардин Н. В. Анри Лефевр о бюрократическом обществе, контролируемом консьюмеризмом // Реальность. Человек. Культура: трансформация бытия человека в обществе потребления. VI Ореховские чтения: материалы Всерос. науч. конф. (Омск, 24 октября 2014 г.). Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. С. 173 – 17.



Zizek S. Against Human Rights // New Left Review, 34, July-August 2005. P. 115 – 131.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Ильин, А. Н. (2016) ’Потребительство как фактор нейтрализации социальных связей и политической активности’, Социологическая наука и социальная практика, (4), сс. 5-18. доступно на: https://jour.fnisc.ru/index.php/socnp/article/view/3224 (просмотрено: 22ноябрь2024).