Интернет-образование и будущее просветительского проекта

  • Григорий Артурович Ключарёв Институт социологии РАН Kliucharev@mail.ru
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке РГНФпроект № 13- 03-00015а «Непрерывное образование и трансфер наукоёмких технологиймодели взаимодействия учреждений образования и науки с предприятиями реального и финансового секторов"
Для цитирования
Ключарёв Г. А. Интернет-образование и будущее просветительского проекта. — Социологическая наука и социальная практика, 2015. № 2. С. 45-58.

Аннотация

По мере перехода к информационным технологиям и построению общества знаний идея просветительства вновь заявляет о себе. Как форма безвозмездного распространения знаний благодаря интернет-технологиям дистанционного обучения просветительство становится эффективным средством в конкурентной борьбе между государственными и частными учебными заведениями, из которых последние, — по принятой официальной терминологии часто «неэффективные», а на самом деле — мало¬затратные (дешёвые по стоимости обучения) вузы, — вынуждены переходить на новые формы обучения. Самые предприимчивые из них могут стать пионерами дистанционного интернет-образования если начнут использовать уже разработанные курсы известных профессоров и специалистов. Благодаря этому, вполне возможно, небольшой университет из США или Австралии за несколько месяцев «обойдёт», например, МГУ им. М. В. Ломоносова по количеству студентов и объёму финансовых потоков.В результате распространения дистанционных интернет-технологий обучение пере¬стаёт быть синхронным. Оно ориентируется на малые группы или становится индивидуальным. Каждый будет получать образование, когда ему это удобно, и затрачивать на этот процесс столько времени, сколько сочтёт нужным. Возникнут системы образования в реальном времени, использующие информационные ресурсы в разных частях мира. Характерное для традиционного образования массовое скопление людей в одном месте (огромные поточные аудитории, например) постепенно уходит в прошлое. На смену централизованной придёт сетевая организация образования, а традиционный вертикальный вектор просвещения замещается горизонтальными связями. Центральное положение займёт не знание как таковое, а навык его поиска и усвоения.Из этого следует, что усиление институциональных позиций образования не является необходимым элементом образовательной политики, а с точки зрения экономики образования такая политика малоэффективна. Лицензирование и аккредитация — единственные способы государственного контроля и институализации в сфере образования — в рыночных условиях не работают. Образование становится прагматическим инструментом, сервисом, обслуживающим интересы основных потребителей — физических лиц, работодателей, государств.
Ключевые слова:
просветительство, дистанционное интернет-образование, конкуренция университетов, образовательная политика, экономика образования

Биография автора

Григорий Артурович Ключарёв, Институт социологии РАН
доктор философских наук, руководитель Центра социологии науки, образования и культуры

Литература

Андреев А. Л. Российское образование: социально-исторические контексты. М.: Наука, 2008. — 359 с.



Андреев А. Л. Образование и образованность в социальной истории России. М., ВГИК, 2014.



Гутуров В. А. Политическое образование, демократизация и роль университетов в современной России. / Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. Ключарёв Г. А. — ред. М.: Институт социологии РАН, 2008. — С. 162-181.



Дукачёва Л. В., Ключарёв Г. А. Информационно-образовательный потенциал клубных и культурно-досуговых учреждений. М.: Центр социального прогнозирования, 2006. — 158 С.



Дьюи Дж. Демократия и образование. / Пер.с англ. Э. Гусинский, Ю. Турчанинова. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 382 с.



Калюжина Е. В. Институциональные черты высшего образо¬вания и их эволюция с позиции концепции «Трёх волн» / Вестник Курганского госуниверситета, 2009, 2 (16), вып. 5. С. 13-17.



Калюжина Е. В. Три волны истории социокультурного института высшего образования / Философия образования. 2010, 2 (31). С. 145-152.



Ключарёв Г. А. Перспективы развития негосударственных университетов / Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: ЦСПиМ, 2010. С. 104-147.



Латова Н. В., Латов Ю. В., «Столицецентризм» как причина социального неравенства в российской системе высшего образования / Общественные науки и современность, Москва, 2011. № 2. С. 21-37.



Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. 1905. // Ленин В. И. Полное собрание сочинений в 50-ти томах. Издание пятое. Издательство политический литературы, 1958.



О статусе научно-исследовательских работников. Рекомендации ЮНЕСКО (1974). [Электронный ресурс] // Техэксперт Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/902084640 (дата обращения: 16.03.2014).



Покровский Н. Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. 2005, № 4. С. 148-154.



Университет COURSERA URL: http://www.coursera.org/about/ (дата обращения 08.03.2014).



Korsgaard, Ove. Kampen om Lyset. Dansk voksenoplysning gennem 500 ar. Guldendal, Cobenhavn, 1997.



Mao Tse-Dung, Talks at the Yenan Forum on Art and Literature. Selected works. Vol. 4. London, Lawrence and Wishart, 1954. PP. 69-98.



Thomas A., Nicolas G. The collapsing space between universities and think-tanks. / World Social Science Report. UNESCO, Paris. 2010. pp. 341-343.



Zemaitaityte, Irena. Neformalusis Suaugusiuju Svietimas: Pletros Tendencijos Dabartineje Europoje. Mykolo Romerio Universitetas, Vilnius. 2007.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Ключарёв, Г. А. (2015) ’Интернет-образование и будущее просветительского проекта’, Социологическая наука и социальная практика, (2), сс. 45-58. доступно на: https://jour.fnisc.ru/index.php/socnp/article/view/3059 (просмотрено: 25апрель2024).