«Образование в течение жизни»: дилемма пессимизма и «умеренного оптимизма» в европейских политических и образовательных дискурсах

  • Галина Валентиновна Телегина Тюменский государственный университет gtelegina@utmn.ru
Для цитирования
Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: дилемма пессимизма и «умеренного оптимизма» в европейских политических и образовательных дискурсах. — Социологическая наука и социальная практика, 2015. № 2. С. 23-44.

Аннотация

На протяжении последних двух десятилетий тема «непрерывного образова­ния продолжает находиться в центре теоретических и политических дискуссий как на Западе, так и в России. При этом общая риторика и практика употребления связанных с проблематикой непрерывного образования терминов и социально-политических кон­нотаций нередко страдают размытостью смыслов. Официальные документы Европейской Комиссии и других международных институтов свидетельствуют о том, что как видения, ассоциируемые с понятием Lifelong, Learning,так и конкретные действия, направленные на его воплощение, подвергаются на протяжении последних лет постоянным изменениям.На основании критического анализа современных социально-теоретических источ­ников и исследования трансформации подходов к непрерывному образованию, автор об­ращается к генеалогии понятий, так или иначе включающих идею «образование в течение всей жизни». Сопоставляя теоретические интерпретации «непрерывного образования», автор стремится прояснить социальные предпосылки, политические дискурсы и эко­номические императивы, определяющие смену значений и прагматику использования понятия «образование в течение всей жизни» в европейском контексте. В частности, автор прослеживает формы его институализации в динамике формирования европейской образовательной политики, анализируя основные политические документы, специфи­ческие программы и финансовые инструменты воплощения образовательной политики на общем фоне Болонского процесса, пытаясь ответить на вопрос о том, каким образом и при каких условиях потенциал данного понятия в его изначальном гуманистическом смысле может быть восстановлен и использован в реальном политическом и обществен­ном действии — как на национальном уровне, так и в глобальном измерении.
Ключевые слова:
«образование в течение жизни», европейская образовательная политика, неолиберализм, генеалогия смыслов

Биография автора

Галина Валентиновна Телегина, Тюменский государственный университет
доктор философских наук, кандидат филологических наук, доцент, директор Регионального института международного сотрудничества Тюменского государственного университета, член экспертных комиссий при Еврокомиссии по программам Темпус и Эразмус Мундус

Литература

Горшков М. К., Ключарёв Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. — 232 с.



Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / oтв. ред. Ключарёв Г. А. М.: ИС РАН. 2008. — 400 с.



Ключарёв Г. А. Непрерывное образование в контексте глобализации и поисков идентичностей // Гуманитарий Юга России, 2013. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Институт социологии Российской академии наук URL: http://www.isras.ru/files/File/Gumanitary_Yuga_Rossii/2013_3/ Klyucharev.pdf (дата обращения: 01.03.2014).



Ключарёв Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-эконо¬мических неравенств. / oбщ. ред. Ю. В. Латов. М.: ЦСПиМ, 2014. — 433 с.



Ключарёв Г. А., Огарёв Е. И. Непрерывное образование в условиях трансформаций. М.: ООО «Франтэра», 2002. — 108 с.



Непрерывное образование и потребность в нём / [отв. ред. Ключарёв Г. А.]: ИКСИ РАН. М.: Наука, 2005. - 173 с.



Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: институализация в ев¬ропейском контексте и её оценка // Непрерывное образование в политиче¬ском и экономическом контекстах / oтв. ред. Г. А. Ключарёв. М.:ИС РАН, 2008. - с. 16-37.



Barros R. From Lifelong Education to Lifelong Learning. Discussion of some effects of today’s neoliberal policies // European journal for Research on the Education and Learning of Adults. Vol. 3, No 2, 2012. — PP. 119-134.



Bartlett S. Education for Lifelong Learning // Education Studies: essential issues / Ed. by S. Bartlett, D. Burton. London, Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 2003. — 276 P.



Brown Ph., Lauder H. Education, Globalization, and Economic Development // The Routledge Falmer Reader in Sociology of Education / Ed. by S. J. Ball. Routledge Falmer: Tavior & Francis Group, 2003. — PP. 27-71.



Desjardins, Richard & Rubenson, Kjell. Editorial. European Journal of Education, Vol. 48, No. 2, 2013. — PP. 193-199.



Ertl H. The European Union and Education and Training: An overview of politics and initiatives // Implementing European Union Education and Training Police: A Comparative Study of Issues in Four Member States / Ed. by Phillips D. & Ertl H. Dordrecht et al.: Kluwer Academic Publishers, 2003. — 344 P.



(The) European Higher Education Area in 2012: Bologna Process Implementation Report, pp. 127-145. [Электронный ресурс] // Bologna Process European Higher Education Area URL: http://www.ehea.info/Uploads/(1)/Bologna%20Process%20 Implementation%20Report.pdf (дата обращения: 24.02.2014).



European Commission Communication: Making a European Area of Lifelong Learning a Reality. 2001 [Электронный ресурс] // Official website of the European Union URL: http://www.europa.eu.int/comm/education/life/index. htm (дата обращения: 22.02.2014).



Eurostat. Key data on education in Europe 2012. Brussels: Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. [Электронный ресурс] // Eurydice Eurostat URL: http://eacea.ec.europa. eu/education/eurydice/ documents/key_data_series/134en.pdf (дата обращения: 01.03.2014).



Faure E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris: UNESCO, 1972. [Электронный ресурс] // Unesco URL: http:// www.unesco.org/education/pdf/15 60.pdf(дата обращения: 01.03.2014).



Field J. Transitions and lifelong learning: signposts, pathways, road closed? // Lifelong Learning in Europe. Vol. XVII, № 1/2012 Transitions in Lifelong Learning. pp. 5-11.



Holford J., Riddell S., Weedon E., Litjens J. and Hannan G. Patterns of Lifelong Learning: Policy and Practice in an Expanding Europe. Munster — Hamburg - Berlin - Wien - London - Zurich: LIT Verlag, 2008. — 160 p.



Holford J. The Lost Honour of the Social Dimension: Bologna, exports and the idea of the university, International Journal of Lifelong Education, 2014, 33: 1, pp. 7-25. [Электронный ресурс] // Taylor Francis Online URL: http://dx.doi.org/10.1080/02601370.2013.87321 0 (дата обращения: 01.03.2014).



Holmwood, J. From Social Rights to the Market: neoliberalism and the knowledge economy, International Journal of Lifelong Education, 2014, 33: 1, pp. 62-76. [Электронный ресурс] // Taylor Francis Online URL: http:// dx.doi.org/10.1080/02601370.2013.873213 (дата обращения: 22.02.2014).



Illich I. D. Deschooling Society. — Harmondsworth, UK: Ringwood, Australia: Penguin Education, 1974. — 117 P.



Introduction // Policies, Politics and the Future of Lifelong Learning /Ed. by Hodgson A. London: Kogan Page, 2000: 4. — 210 p.



Jarvis P., Holford J., Gouthro P. et.al. A cautious Optimism // International Journal of Lifelong Education, Vol. 30. № 6, 2011. — PP. 711¬712. [Электронный ресурс] // Taylor Francis Online URL: http://dx.doi. org/10.1080/02601370.2011.636563 (дата обращения: 25.02.2014).



Jarvis P. Adult Education and the Changing International Scene: Theoretical Perspectives. PAACE Journal of Lifelong Learning. Vol. 20, 2011. - PP. 37-50.



King E. Education Revised for a World in Transformation. // Comparative education, Vol. 35. №. 2. 1999. — PP. 109-119.



Making a European Area of Lifelong Learning a Reality. Communication from the Commission. DG for Education and Culture, DG for Employment and Social Affairs. November, 2001. [Электронный ресурс] // European Commission URL: http://www.bologna-berlin2003. de/pdf/MitteilungEng.pdf (дата обращения: 01.03.2014)



A Memorandum on Lifelong Learning. Commission Staff Working Paper. Commission of the European Communities. Brussels, 30.10.2000. SEC (2000) 1832. — 36 p. [Электронный ресурс] // Berlin Summit 2003 URL: http:// www.bologna-berlin2003.de/pdf/MemorandumEng.pdfp.3 (дата обращения: 08.04.2014).



Milana M. Political Globalization and the Shift from Adult Education to Lifelong Learning. [Электронный ресурс] // European Journal for Research on the Education and Learning of Adults, Vol. 3, № 2, 2012, pp. 103-117. URL: http:// www.rela.ep.liu.se/issues/10.3384rela.2000-7426.201232/rela0070/rela0070.pdf (дата обращения: 20.02.2014).



Nilsson S. & Nystrom S. Adult Learning, Education, and the Labour Market in the Employability Regime // European Journal for Research on the Education and Learning of Adults, Vol. 4, № 2, 2013. — PP. 171-187. [Электронный ресурс] // DOI URL: http://www.rela.ep.liu.se10.3384/rela.2000-7426.rela9007 (дата обращения: 20.02.2014).



Erasmus + [Электронный ресурс] // European Commission URL: http:// ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/index_en.htm (дата обращения:23.02.2014).



Saar, E., Ure, B. & Desjardins, R. The Role of Diverse Institutions in Framing Adult Learning Systems // European Journal of Education, Vol. 48, № 2, 2013. PP. 213-232.



Wildemeersch D., Olesen H. Editorial: The effects of policies for the education and learning of adults — from ‘adult education’ to ‘lifelong learning’, from ‘emancipation’ to ‘empowerment’. // European Journal for Research on the Education and Learning of Adults. Vol. 3, № 2, 2012. — PP. 97-101. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rela.ep.liu.se/issues/10.3384rela.2000- 7426.201232/10.3384rela.2000-7426.201232.pdf (дата обращения: 25.02.2014).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Телегина, Г. В. (2015) ’«Образование в течение жизни»: дилемма пессимизма и «умеренного оптимизма» в европейских политических и образовательных дискурсах’, Социологическая наука и социальная практика, (2), сс. 23-44. доступно на: https://jour.fnisc.ru/index.php/socnp/article/view/3058 (просмотрено: 22ноябрь2024).