Социоментальные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в учебных коллективах

  • Тамара Завеновна Адамьянц Институт социологии РАН tamara-adamiants@yandex.ru
Выражение признательности
Исследования по данной проблематике проводятся в рамках проекта РФФИ «Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в социуме»№ 11-06-00503-а
Для цитирования
Адамьянц Т. З. Социоментальные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в учебных коллективах. — Социологическая наука и социальная практика, 2015. № 4. С. 48-61.

Аннотация

В статье представлены результаты комплексного исследования, в котором были получены и сопоставлены социологические, социально-психологические, социометрические и социоментальные характеристики респондентов. Полученное многоуровневое знание позволило зафиксировать тенденции во взаимозависимости между параметрами социоментальных групп (групп, различающихся уровнем развития коммуникативных навыков) и гуманитарно-нравственными ориентирами «картин мира» их представителей, а также особенностями их взаимодействий в коллективах. Данные о параметрах социоментальных групп в конкретном коллективе (группе) могут служить цифровыми индикаторами для социальной диагностики процессов самоорганизации и самоопределения в нём.
Ключевые слова:
социоментальные группы, самоорганизация, самоопределение, семиосоциопсихология, уровень развития коммуникативных навыков, адекватное восприятие, частично адекватное восприятие, неадекватное восприятие, картины мира, социальные представления

Биография автора

Тамара Завеновна Адамьянц, Институт социологии РАН
доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник

Литература

Адамьянц Т. З. Дети в современной социокультурной среде // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Вып. 8. – М.: Институт социологии РАН, 2009.



Адамьянц Т. З. Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? // Общественные науки и современность. 2012. № 1.



Адамьянц Т. З. Современная молодёжь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения // Россия реформирующаяся: Ежегодник ─ 2010. Выпуск 9. ─ М.: Новый Хронограф, 2010.



Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации: Учеб. пособие. М.: ИС РАН. 2005.



Дридзе Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. М.: ИС РАН. 2000. С. 5-42.



Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука. 1984.



Жаворонков А. В. Российское общество: потребление, коммуникации и принятие решений, 1967-2004 гг. М.: Вершина. 2007.



Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования / Под редакцией Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. М.: Политиздат. 1980.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Адамьянц, Т. З. (2015) ’Социоментальные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в учебных коллективах’, Социологическая наука и социальная практика, (4), сс. 48-61. доступно на: https://jour.fnisc.ru/index.php/socnp/article/view/3013 (просмотрено: 19апрель2024).