Столичный каршеринг: отношение москвичей к новым моделям потребления транспортных услуг
Научная статья
Для цитирования
Борковская Е. И. Столичный каршеринг: отношение москвичей к новым моделям потребления транспортных услуг // Народонаселение. 2024. Том 27. № 1. С. 60-70. DOI: https://doi.org/10.24412/1561-7785-2024-1-60-70 EDN: PGQAQF
Аннотация
Проблемой крупных городов, снижающих комфортность проживания, являются автомобильные пробки. Борясь с ними, власти мегаполисов накладывают ограничения на собственников автомобилей—организуют платные парковки, запрещают проезд на выделенных полосах и другое. Одним из решений описанной проблемы становится каршеринг—сервис поминутной аренды автомобиля, который позволяет жителям мегаполисов оставаться мобильными и пользоваться машиной только тогда, когда в этом есть необходимость, сокращая при этом затраты на её содержание. В статье представлены результаты авторских социологических исследований, проведённых в 2019 и 2021 гг. методом массового опроса и фокусированных групповых интервью с целью изучения отношения москвичей к различным формам совместного потребления, в том числе в транспортной сфере. Согласно полученным данным, абсолютное большинство респондентов хорошо представляют, что такое каршеринг, количество тех, кто имеет личный опыт его использования растёт. К числу пользователей каршеринга присоединяются и те, кто владеет личным автомобилем, поскольку имеется ряд ситуаций, в которых каршеринг открывает для них спектр дополнительных преимуществ. На основании комбинации регулярно используемых респондентами видов транспорта произведена типологизация транспортных стратегий, включающая 5 моделей: «закоренелый автовладелец-автомобилист», «комбинированный автовладелец-автомобилист», «активный каршеринг–юзер», «ситуативный каршеринг-юзер», «общественник». Основные драйверы использования каршеринга имеют экономический характер (экономия на приобретении и обслуживании автомобиля, бесплатность парковки), опасения вызывают потенциально возможные расходы при нанесении вреда автомобилю и техническое состояние арендованной машины.
Ключевые слова:
качество жизни, транспортная обеспеченность, столичные жители, экономика совместного потребления, экономика совместного пользования, каршеринг
Литература
1. Botsman, R. What’s Mine Is Yours / R. Botsman. — New York : HarperCollins, 2010. — 434 р.
2. Schor, J. B. Collaborating and Connecting: The emergence of the sharing economy / J. B. Schor, C. J. Fitzmaurice. — URL: https://www.bc.edu/content/dam/files/schools/cas_sites/sociology/pdf/SchorElgarHandbook.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
3. Scaraboto, D. Selling, Sharing, and Everything in Between: The Hybrid. Economies of Collaborative Networks / D. Scaraboto // Journal of Consumer Research. — 2015. — Vol. 42. — Iss. 1. — P. 152–176. DOI: 10.1093/jcr/ucv00
4. Белоконев, С. Ю. Социальные эффекты совместного потребления (sharing economy): сетевые экономические и политические сообщества / С. Ю. Белоконев, А. А. Хоконов, М. З. Шогенов // Власть. — 2019. — № 6. — С. 115–123. DOI:10.31171/vlast.v27i6.6837; EDN: JADFZD
5. Беляева, Ю. В. Трансформация потребительского поведения в России под воздействием развития информационных технологий и цифровизации общества / Ю. В. Беляева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — № 3. — С. 216–218. DOI: 10.23672/SAE.2020.2020.58107; EDN: VMKALN
6. Маркеева, А. В. Экономика участия (sharing economy): проблемы и перспективы развития / А. В. Маркеева // Инновации. — 2017. — № 8(226). — С. 73–80. EDN: ZXJQDX
7. Студеникин, Н. В. Влияние цифровых технологий на социальные услуги: мировой опыт и перспективы в России / Н. В. Студеникин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2018. — № 1. — С. 32–36. EDN: YWZIQQ
8. Улицкая, Н. М. Каршеринг: история возникновения, тенденции развития и особенности в современной России / Н. М. Улицкая, Т. А. Медведева // Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: сборник научных трудов. — Москва : МАДИ, 2017. — С. 123–130. EDN: ZIOBHJ
2. Schor, J. B. Collaborating and Connecting: The emergence of the sharing economy / J. B. Schor, C. J. Fitzmaurice. — URL: https://www.bc.edu/content/dam/files/schools/cas_sites/sociology/pdf/SchorElgarHandbook.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
3. Scaraboto, D. Selling, Sharing, and Everything in Between: The Hybrid. Economies of Collaborative Networks / D. Scaraboto // Journal of Consumer Research. — 2015. — Vol. 42. — Iss. 1. — P. 152–176. DOI: 10.1093/jcr/ucv00
4. Белоконев, С. Ю. Социальные эффекты совместного потребления (sharing economy): сетевые экономические и политические сообщества / С. Ю. Белоконев, А. А. Хоконов, М. З. Шогенов // Власть. — 2019. — № 6. — С. 115–123. DOI:10.31171/vlast.v27i6.6837; EDN: JADFZD
5. Беляева, Ю. В. Трансформация потребительского поведения в России под воздействием развития информационных технологий и цифровизации общества / Ю. В. Беляева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — № 3. — С. 216–218. DOI: 10.23672/SAE.2020.2020.58107; EDN: VMKALN
6. Маркеева, А. В. Экономика участия (sharing economy): проблемы и перспективы развития / А. В. Маркеева // Инновации. — 2017. — № 8(226). — С. 73–80. EDN: ZXJQDX
7. Студеникин, Н. В. Влияние цифровых технологий на социальные услуги: мировой опыт и перспективы в России / Н. В. Студеникин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2018. — № 1. — С. 32–36. EDN: YWZIQQ
8. Улицкая, Н. М. Каршеринг: история возникновения, тенденции развития и особенности в современной России / Н. М. Улицкая, Т. А. Медведева // Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: сборник научных трудов. — Москва : МАДИ, 2017. — С. 123–130. EDN: ZIOBHJ
Статья
Поступила: 05.09.2023
Опубликована: 26.03.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Борковская, Е. И. (2024). Столичный каршеринг: отношение москвичей к новым моделям потребления транспортных услуг. Народонаселение, 27(1), 60-70. https://doi.org/10.24412/1561-7785-2024-1-60-70
Раздел
УСЛОВИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ