Выявление зон тяготения центров высшей школы по цифровым следам пользователей социальной сети
Научная статья
Выражение признательности
Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 22-28-00766. — URL: https://rscf.ru/project/22-28-00766/.
Для цитирования
Чернышев К. А., Митягина Е. В., Петров Е. Ю. Выявление зон тяготения центров высшей школы по цифровым следам пользователей социальной сети // Народонаселение. 2023. Том 26. № 4. С. 75-86. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.4.7 EDN: YIGEOF
Аннотация
В информационном обществе данные социальных сетей наряду с официальной статистикой и социологическими опросами становятся важным источником информации о миграции населения. В статье анализируются возможности и опыт использования профилей пользователей социальной сети «ВКонтакте» для изучения внутренней образовательной миграции. Основная цель работы — выявление зон влияния ведущих центров высшей школы, притягивающих межрегиональных образовательных мигрантов. Главным методом исследования выступил анализ цифровых следов пользователей социальной сети. В результате выявлены зоны влияния 23 городов, являющихся ведущими центрами получения высшего образования в РФ. К ним авторы относят города, соответствующие одному из критериев: наличие университета со статусом «федеральный» или включённого в число 10 лучших в России согласно рейтингу QS World University Rankings 2022, численность населения свыше 1 млн человек. Для каждой зоны рассчитано соотношение числа пользователей социальной сети: обучающихся в регионах тяготения центра, обучающихся во всех или только в «своём» ведущем центре высшей школы. Установлено, что территориальная близость не является определяющим фактором формирования зон тяготения ведущих центров высшей школы в современной России. На формирование образовательных потоков влияет совокупность факторов: престижность вуза, качество получаемого образования, предлагаемые направления подготовки, низкая стоимость обучения, наличие крупного города, восприятие социально-экономических условий и другие. Делается вывод, что использование данных социальной сети «ВКонтакте» для изучения образовательной миграции позволяет продвинуться в изучении процессов образовательной миграции.
Ключевые слова:
высшая школа, социальные сети, «ВКонтакте», внутренняя миграция, образовательная миграция, регионализация, регионы России
Литература
1. Чудиновских, О. С. О качестве федерального статистического наблюдения за миграционными процессами / О. С. Чудиновских, А. В. Степанова // Демографическое обозрение. — 2020. — Т. 7. — № 1. — С. 54–82. DOI: 10.17323/demreview.v7i1.10820; EDN: CGSRIL
2. Гребенюк, А. А. Исследование миграционных процессов в электронных социальных сетях / А. А. Гребенюк, А. А. Субботин // Цифровая социология. — 2021. — Т. 4. — № 2. — С. 23–31. DOI: 10.26425/2658–347X-2021–4–2–23–31; EDN: FVKNMY
3. Замятина, Н. Ю. Метод изучения миграций молодежи по данным социальных интернетсетей: Томский государственный университет как «центр производства и распределения» человеческого капитала (по данным социальной интернет-сети «ВКонтакте») / Н. Ю. Замятина // Региональные исследования. — 2012. — № 2(36). — С. 15–28. EDN: PCFDYP
4. Замятина, Н. Ю. Виртуальная география виртуального населения / Н. Ю. Замятина, А. Д. Яшунский // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2018. — № 1. — С. 117–137. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.07; EDN: YQUCNL
5. Фаузер, В. В. Миграции населения российской Арктики: модели, маршруты, результаты / В. В. Фаузер, А. В. Смирнов // Арктика: экология и экономика. — 2020. — № 4 (40). — С. 4–18. DOI: 10.25283/2223–4594–2020–4–4–18; EDN: JDXXAO
6. Alexandrov, D. Educational Migration from Russia to China: Social Network Data / D. Alexandrov, V. Karepin, I. Musabirov // WebSci’16: Proceedings of the 8th ACM Conference. — 2016. — P. 309–311. DOI: 10.1145/2908131.2908192; EDN: WVYCMN
7. Габдрахманов, Н. К. Цифровые следы образовательной миграции / Н. К. Габдрахманов, Т. С. Бабкина // Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов имени Е. В. Арменского (Москва, 18–28 февраля 2019 г.). — Москва : НИУ ВШЭ, 2019. — С. 87–88. EDN: ZEZPGH
8. Габдрахманов, Н. К. Миграционное поведение студентов российских вузов на основе данных цифровых следов / Н. К. Габдрахманов, В. В. Орлова, Ю. К. Александрова // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — № 467. — С. 106–114. DOI: 10.17223/15617793/467/14; EDN: IJYMZD
9. Смирнов, И. П. К Москве или к Санкт-Петербургу? Тяготение населения Тверской области по данным сети «Вконтакте» / И. П. Смирнов, Д. М. Виноградов, А. И. Алексеев // Известия РГО. — 2019. — Т. 151. — Вып. 6. — С. 69–80. DOI: 10.31857/S0869–6071151669–80; EDN: XFKOXN
10. Гайнанов, Д. А. Влияние центр-периферийных отношений на молодёжную образовательную миграцию / Д. А. Гайнанов, А. Г. Атаева // Ars Administrandi. — 2021. — Т. 13. — № 3. — С. 335–358. DOI: 10.17072/2218–9173–2021–3–335–358; EDN: ROXEGX
11. Захарова, И. В. Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов / И. В. Захарова // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28.— № 7.— С. 71–84. DOI: 10.31992/0869–3617–2019–28–7–71–84; EDN: AMMQJP
12. Мкртчян, Н. В. Миграция молодёжи из малых городов России / Н. В. Мкртчян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 1. — С. 225–242. DOI: 10.14515/monitoring.2017.1.15; EDN: YORVWV
2. Гребенюк, А. А. Исследование миграционных процессов в электронных социальных сетях / А. А. Гребенюк, А. А. Субботин // Цифровая социология. — 2021. — Т. 4. — № 2. — С. 23–31. DOI: 10.26425/2658–347X-2021–4–2–23–31; EDN: FVKNMY
3. Замятина, Н. Ю. Метод изучения миграций молодежи по данным социальных интернетсетей: Томский государственный университет как «центр производства и распределения» человеческого капитала (по данным социальной интернет-сети «ВКонтакте») / Н. Ю. Замятина // Региональные исследования. — 2012. — № 2(36). — С. 15–28. EDN: PCFDYP
4. Замятина, Н. Ю. Виртуальная география виртуального населения / Н. Ю. Замятина, А. Д. Яшунский // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2018. — № 1. — С. 117–137. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.07; EDN: YQUCNL
5. Фаузер, В. В. Миграции населения российской Арктики: модели, маршруты, результаты / В. В. Фаузер, А. В. Смирнов // Арктика: экология и экономика. — 2020. — № 4 (40). — С. 4–18. DOI: 10.25283/2223–4594–2020–4–4–18; EDN: JDXXAO
6. Alexandrov, D. Educational Migration from Russia to China: Social Network Data / D. Alexandrov, V. Karepin, I. Musabirov // WebSci’16: Proceedings of the 8th ACM Conference. — 2016. — P. 309–311. DOI: 10.1145/2908131.2908192; EDN: WVYCMN
7. Габдрахманов, Н. К. Цифровые следы образовательной миграции / Н. К. Габдрахманов, Т. С. Бабкина // Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов имени Е. В. Арменского (Москва, 18–28 февраля 2019 г.). — Москва : НИУ ВШЭ, 2019. — С. 87–88. EDN: ZEZPGH
8. Габдрахманов, Н. К. Миграционное поведение студентов российских вузов на основе данных цифровых следов / Н. К. Габдрахманов, В. В. Орлова, Ю. К. Александрова // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — № 467. — С. 106–114. DOI: 10.17223/15617793/467/14; EDN: IJYMZD
9. Смирнов, И. П. К Москве или к Санкт-Петербургу? Тяготение населения Тверской области по данным сети «Вконтакте» / И. П. Смирнов, Д. М. Виноградов, А. И. Алексеев // Известия РГО. — 2019. — Т. 151. — Вып. 6. — С. 69–80. DOI: 10.31857/S0869–6071151669–80; EDN: XFKOXN
10. Гайнанов, Д. А. Влияние центр-периферийных отношений на молодёжную образовательную миграцию / Д. А. Гайнанов, А. Г. Атаева // Ars Administrandi. — 2021. — Т. 13. — № 3. — С. 335–358. DOI: 10.17072/2218–9173–2021–3–335–358; EDN: ROXEGX
11. Захарова, И. В. Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов / И. В. Захарова // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28.— № 7.— С. 71–84. DOI: 10.31992/0869–3617–2019–28–7–71–84; EDN: AMMQJP
12. Мкртчян, Н. В. Миграция молодёжи из малых городов России / Н. В. Мкртчян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 1. — С. 225–242. DOI: 10.14515/monitoring.2017.1.15; EDN: YORVWV
Статья
Поступила: 28.05.2023
Опубликована: 11.12.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Чернышев, К. А., Митягина, Е. В., & Петров, Е. Ю. (2023). Выявление зон тяготения центров высшей школы по цифровым следам пользователей социальной сети. Народонаселение, 26(4), 75-86. https://doi.org/10.19181/population.2023.26.4.7
Раздел
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ФАКТОРЫ МИГРАЦИИ