Цифровое неравенство и направления его преодоления в контексте развития человеческого капитала
Научная статья
Для цитирования
Троян И. А., Кравченко Л. А., Гиндес Е. Г. Цифровое неравенство и направления его преодоления в контексте развития человеческого капитала // Народонаселение. 2023. Том 26. № 2. С. 114-126. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.10 EDN: XNKKPA
Аннотация
Целью статьи является анализ исследования концептуальных аспектов цифрового неравенства и определение направлений его преодоления. Рассмотрены основные подходы к пониманию цифрового неравенства и проведён междисциплинарный анализ данной категории. Уточнено определение цифрового неравенства как различного доступа к цифровым возможностям в социальной, экономической, политико-демографической, культурной, образовательной и других областях, которые существуют в результате неполного, неравномерного или недостаточного доступа к информационно-коммуникационным, компьютерным, телекоммуникационным и цифровым технологиям. Выделены концептуальные составляющие цифрового неравенства: социально-экономический доступ, компетенции, знания и навыки, психологические и мотивационные факторы, цифровая грамотность и культура, цена, скорость, содержание и качество информационно-коммуникационных технологий и цифровых ресурсов, инфраструктура, институциональная структура и политическое устройство. Высказывается и обосновывается авторская позиция относительно существенной роли цифрового неравенства в высшем образовании в формировании человеческого капитала и улучшения качества жизни населения. Предложено понимать под цифровым неравенством в высшем образовании различия в доступе, в качестве использования и в получаемых эффектах от цифровых ресурсов, информационно-коммуникационных технологий и интернета в процессе обучения. Проведён анализ цифрового неравенства в высшем образовании в разрезе трёхуровневой модели исследования данной категории. Рассмотрены возможности и барьеры цифровизации высшего образования в Российской Федерации, выявлены характерные факторы усиления цифрового неравенства и определены направления его снижения, а именно: инфраструктурное, социально-мотивационное, институциональное. Практическая значимость исследования связана с возможностью и необходимостью использования предложенных мероприятий в вузах, региональных и федеральных программах развития.
Ключевые слова:
цифровое неравенство, информационно-коммуникационные технологии, цифровые ресурсы, качество жизни, высшее образование, человеческий капитал
Литература
1. Brown, R. H. Falling through the net: A Survey of the «Have Nots» in Rural and Urban America / R. H. Brown. — Washington, D.C. : U. S. Dept. of Commerce, National Telecommunications and Information Administration, 1995. — 42 p.
2. Dobrinskaya, D. E. Defining the Digital Divide in Russia: Key Features and Trends / D. E. Dobrinskaya, T. S. Martynenko // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. — 2019. — Vol. 5(153). — P. 100–119. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.06; EDN: MGFAVL
3. Korovkin, V. Towards conceptualization and quantification of the digital divide / V. Korovkin, A. Park, E. Kaganer // Information Communication and Society. — 2022. — Vol. 6. — P. 1–36. DOI: 10.1080/1369118X.2022.2085612; EDN: ZHVBXV
4. Norris, P. The digital divide: Civic engagement, information poverty, and the Internet worldwide / P. Norris. — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2001. — 320 p. DOI: 10.1017/CBO9781139164887
5. Van Dijk, J. A theory of the digital divide / J. van Dijk. // The digital divide: The internet and social inequality in international perspective / M. Ragnedda, G. W. Muschert (eds.). — New York, NY: Routledge, 2013. — P. 28–51.
6. Гладкова, А. А. Модель трёх уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) / А. А. Гладкова, В. З. Гарифуллин, М. Рагнедда // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2019. — № 4. — С. 41–72. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172; EDN: GZLUXO
7. Van Dijk, J. Inequalities in the Network Society / J. van Dijk, A. G. M Johannes // Digital sociology: critical perspectives / ed. K. Orton-Johnson; N. Prior. — Basingstoke : Palgrave Macmillan Ltd., 2013. — P. 105–124.
8. Солдатова, Г. У. «Цифровой разрыв» и межпоколенческие отношения родителей и детей / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37. — № 6. — С. 83–93. EDN: XDNHZX
9. Hsieh, J. J. Understanding digital inequality: Comparing continued use behavioral models of the socio-economically advantaged and disadvantaged / J. J. Hsieh, R. A. Po-An, M. Keil // MIS quarterly. — 2008. — Vol. 32(1). — P. 97–126.
10. Гелих, О. Я. Цифровой разрыв как контекст институционализации передачи знаний в префигуративной модели культурной трансмиссии / О. Я. Гелих, Н. Н. Покровская, С. Ю. Трапицын // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2022. — № 2(134). — С. 107–111; EDN: OYBHQJ
11. Selwyn, N. Reconsidering political and popular understandings of the digital divide / N. Selwyn // New Media & Society. — 2004. — Vol. 6. — No. 3. — P. 341–362.
12. Александрова, Т. В. Цифровое неравенство регионов России: причины, оценка, способы преодоления / Т. В. Александрова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 8. — С. 9–12; EDN: YCOUAG
13. Rooksby, E. The Rural Digital Divide / E. Rooksby, J. Weckert, R. Lucas // Rural Society. — 2014. — Vol. 12(3). — P. 197–210. DOI: 10.5172/rsj.12.3.197
14. Corlatean, T. Risks, discrimination and opportunities for education during the times of COVID-19 Pandemic / T. Corlatean // Proceedings of the 17th International RAIS Conference, June 1–2, 2020. Research Association for Interdisciplinary Studies. — URL: http://rais.education/wp-content/uploads/2020/06/004TC.pdf (дата обращения: 25.10.2022).
15. Костина, Н. Б. К вопросу о разграничении понятий «цифровой раскол», «цифровое неравенство» и «цифровой разрыв» / Н. Б. Костина, А. А. Чижов // Уфимский гуманитарный научный форум. — 2022. — № 1(9). — С. 56–63. DOI: 10.47309/2713–2358_2022_56_63; EDN: NIZYAB
16. Saeed, S. A. Disparities in Health Care and the Digital Divide / S. A. Saeed, R. M. Masters // Curr Psychiatry Rep. — 2021. — Jul 23. — Vol.23 (9). — P. 61. DOI: 10.1007/s11920–021–01274–4
17. Головенчик, Г. Цифровой разрыв: причины возникновения, последствия и пути преодоления / Г. Головенчик // Наука и инновации. — 2021. — № 6(220). — С. 32–37; EDN: ZDETAQ
18. Коленникова, О. А. Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями / О. А. Коленникова // Народонаселение. — 2022. — Т. 25. — № 3. — С. 189–199. DOI: 10.19181/population.2022.25.3.15; EDN: ZNJVOT
19. Троян, И. А. Современная парадигма и модернизационные компоненты высшего образования / И. А. Троян, Л. А. Кравченко // Образование и саморазвитие. — 2021. — Т. 16. — № 3. — С. 100–114. DOI: 10.26907/esd.16.3.10; EDN: FNMAZU
20. Щербина, Е. Ю. К педагогике эпохи цифрового разрыва / Е. Ю. Щербина, А. Г. Кислов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 49–59. DOI: 10.24411/2307–4264–2020–10105; EDN: THHDOJ
2. Dobrinskaya, D. E. Defining the Digital Divide in Russia: Key Features and Trends / D. E. Dobrinskaya, T. S. Martynenko // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. — 2019. — Vol. 5(153). — P. 100–119. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.06; EDN: MGFAVL
3. Korovkin, V. Towards conceptualization and quantification of the digital divide / V. Korovkin, A. Park, E. Kaganer // Information Communication and Society. — 2022. — Vol. 6. — P. 1–36. DOI: 10.1080/1369118X.2022.2085612; EDN: ZHVBXV
4. Norris, P. The digital divide: Civic engagement, information poverty, and the Internet worldwide / P. Norris. — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2001. — 320 p. DOI: 10.1017/CBO9781139164887
5. Van Dijk, J. A theory of the digital divide / J. van Dijk. // The digital divide: The internet and social inequality in international perspective / M. Ragnedda, G. W. Muschert (eds.). — New York, NY: Routledge, 2013. — P. 28–51.
6. Гладкова, А. А. Модель трёх уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) / А. А. Гладкова, В. З. Гарифуллин, М. Рагнедда // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2019. — № 4. — С. 41–72. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172; EDN: GZLUXO
7. Van Dijk, J. Inequalities in the Network Society / J. van Dijk, A. G. M Johannes // Digital sociology: critical perspectives / ed. K. Orton-Johnson; N. Prior. — Basingstoke : Palgrave Macmillan Ltd., 2013. — P. 105–124.
8. Солдатова, Г. У. «Цифровой разрыв» и межпоколенческие отношения родителей и детей / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37. — № 6. — С. 83–93. EDN: XDNHZX
9. Hsieh, J. J. Understanding digital inequality: Comparing continued use behavioral models of the socio-economically advantaged and disadvantaged / J. J. Hsieh, R. A. Po-An, M. Keil // MIS quarterly. — 2008. — Vol. 32(1). — P. 97–126.
10. Гелих, О. Я. Цифровой разрыв как контекст институционализации передачи знаний в префигуративной модели культурной трансмиссии / О. Я. Гелих, Н. Н. Покровская, С. Ю. Трапицын // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2022. — № 2(134). — С. 107–111; EDN: OYBHQJ
11. Selwyn, N. Reconsidering political and popular understandings of the digital divide / N. Selwyn // New Media & Society. — 2004. — Vol. 6. — No. 3. — P. 341–362.
12. Александрова, Т. В. Цифровое неравенство регионов России: причины, оценка, способы преодоления / Т. В. Александрова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 8. — С. 9–12; EDN: YCOUAG
13. Rooksby, E. The Rural Digital Divide / E. Rooksby, J. Weckert, R. Lucas // Rural Society. — 2014. — Vol. 12(3). — P. 197–210. DOI: 10.5172/rsj.12.3.197
14. Corlatean, T. Risks, discrimination and opportunities for education during the times of COVID-19 Pandemic / T. Corlatean // Proceedings of the 17th International RAIS Conference, June 1–2, 2020. Research Association for Interdisciplinary Studies. — URL: http://rais.education/wp-content/uploads/2020/06/004TC.pdf (дата обращения: 25.10.2022).
15. Костина, Н. Б. К вопросу о разграничении понятий «цифровой раскол», «цифровое неравенство» и «цифровой разрыв» / Н. Б. Костина, А. А. Чижов // Уфимский гуманитарный научный форум. — 2022. — № 1(9). — С. 56–63. DOI: 10.47309/2713–2358_2022_56_63; EDN: NIZYAB
16. Saeed, S. A. Disparities in Health Care and the Digital Divide / S. A. Saeed, R. M. Masters // Curr Psychiatry Rep. — 2021. — Jul 23. — Vol.23 (9). — P. 61. DOI: 10.1007/s11920–021–01274–4
17. Головенчик, Г. Цифровой разрыв: причины возникновения, последствия и пути преодоления / Г. Головенчик // Наука и инновации. — 2021. — № 6(220). — С. 32–37; EDN: ZDETAQ
18. Коленникова, О. А. Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями / О. А. Коленникова // Народонаселение. — 2022. — Т. 25. — № 3. — С. 189–199. DOI: 10.19181/population.2022.25.3.15; EDN: ZNJVOT
19. Троян, И. А. Современная парадигма и модернизационные компоненты высшего образования / И. А. Троян, Л. А. Кравченко // Образование и саморазвитие. — 2021. — Т. 16. — № 3. — С. 100–114. DOI: 10.26907/esd.16.3.10; EDN: FNMAZU
20. Щербина, Е. Ю. К педагогике эпохи цифрового разрыва / Е. Ю. Щербина, А. Г. Кислов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 49–59. DOI: 10.24411/2307–4264–2020–10105; EDN: THHDOJ
Статья
Поступила: 07.11.2022
Опубликована: 16.06.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Троян, И. А., Кравченко, Л. А., & Гиндес, Е. Г. (2023). Цифровое неравенство и направления его преодоления в контексте развития человеческого капитала. Народонаселение, 26(2), 114-126. https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.10
Раздел
ИНТЕРНЕТ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ