Стратегии использования Интернета старшим поколением

Научная статья
  • Константин Александрович Галкин Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия kgalkin1989@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-6403-6083
    Elibrary Author_id 850737
  • Оксана Анатольевна Парфенова Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия oparfenova@socinst.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-6187-7947
    Elibrary Author_id 821051
Для цитирования
Галкин К. А., Парфенова О. А. Стратегии использования Интернета старшим поколением // Народонаселение. 2023. Том 26. № 2. С. 91-101. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.8 EDN: XGXNFG

Аннотация

В статье приведён анализ практик использования (или отказа от использования) интернета с применением элементов STAM-модели (Senior Technology Acceptance Model) и понятия цифровых разрывов. Пожилой человек рассматривается нами как актор, который находится в ситуации, когда он зачастую не может продолжать делать то, что делал раньше, не используя новые технологии. Мы определяем факторы, которые влияют на то, как и для чего пожилой человек начинает пользоваться Интернетом, а также выявляем барьеры для преодоления цифрового разрыва. Эмпирической базой исследования выступают полуструктурированные интервью с людьми 60 лет и старше из Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Тюмени и Салехарда (n=36). По результатам исследования выделены 4 стратегии использования интернета: стратегия потребления информации; стратегия коммуникации; стратегия использования ресурсов; стратегия отрицания. На практике чаще всего пользователи соединяют первые 3 стратегии. Прохождение стадий от объективации (намерения использовать) до конверсии (принятии окончательного решения об использовании) зависит от типа ресурсов интернета — в случае с коммуникацией и потреблением информации принятие происходит быстро, в отличии от более специализированных интернет-сервисов и приложений. Основными факторами, влияющими на выбор стратегии являются: возраст, наличие профессиональной занятости и её специфика, социальное окружение и семья, наличие смартфона (как более легкого и быстрого устройства в сравнении с персональным компьютером — ПК). Часто драйверами и источниками компетенций для использования интернета выступают близкие родственники и специальные курсы (в том числе на работе). Активные профессионалы до 75 лет склонны использовать максимальное количество возможностей интернета, в том числе с профессиональными целями. Пандемия и технологический прогресс (появление большого количества удобных смартфонов с выходом в интернет в качестве замены ПК) способствовали сокращению цифрового разрыва, стимулировав старшее поколение к более активному использованию интернета. К барьерам можно отнести отсутствие мотивации либо для использования интернета в целом, либо для расширения возможностей его использования, а также материальное обеспечение (дефицит средств на покупку техники и оплату интернета).
Ключевые слова:
пожилые люди, интернет, социальные сети, STAM (Senior Technology Acceptance Model), цифровые разрывы

Биографии авторов

Константин Александрович Галкин, Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
к.соц.н., старший научный сотрудник
Оксана Анатольевна Парфенова, Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
к.соц.н., старший научный сотрудник

Литература

1. Latour, B. The pasteurization of France / B. Latour — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1993. — 273 p.

2. Czaja, S. J. Computer communication as an aid to independence for older adults / S. J. Czaja // Behaviour & Information Technology. — 1993. — Vol. 12. — No. 4. — P. 197–207. DOI: 10.1080/01449299308924382

3. White, H. Surfing the net in later life: A review of the literature and pilot study of computer use and quality of life / H. White // Journal of Applied Gerontology. — 1999. — Vol. 18. — No. 3. — P. 358–378. DOI: 10.1177/073346489901800306

4. Kanayama, T. Ethnographic research on the experience of Japanese elderly people online / T. Kanayama // New Media & Society. — 2003. — Vol. 5. — No. 2. — P. 267–288. DOI: 10.1177/1461444803005002007

5. Morris, J. M. Computer training needs of older adults / J. M. Morris // Educational Gerontology: An International Quarterly. — 1994. — Vol. 20. — No. 6. — P. 541–555. DOI: 10.1080/0360127940200601

6. Timmermann, S. The role of information technology in older adult learning / S. Timmermann // New directions for adult and continuing education. — 1998. — Vol. 77. — P. 61–71.

7. Chu, C. H. Digital ageism: challenges and opportunities in artificial intelligence for older adults / S. H. Chu // The Gerontologist. — 2022. — Vol. 62. — No. 7. — P. 947–955. DOI: 10.1093/geront/gnab167

8. Парфенова, О. А. Влияние пандемии COVID-19 на жизнь старшего поколения в городском и сельском контекстах / О. А. Парфенова, И. С. Петухова // Социологические исследования. — 2022. — № 5. — С. 71–80. DOI: 10.31857/S013216250018704–7; EDN: ZXNOOC

9. Галкин, К. А. E-HEALTH и онлайн-сообщества здоровья в повседневности пожилых сельских жителей в период пандемии / К. А. Галкин // Успехи геронтологии. — 2021. — Т. 34. — № 4. — С. 538–544. DOI: 10.34922/AE.2021.34.4.005; EDN: LGXSWD

10. Биккулов, А. С. «Компьютер не роскошь, а средство…»: включенность в цифровой мир старших возрастных групп по результатам эмпирического исследования / А. С. Биккулов, О. В. Сергеева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2016. — № 2 (42). — С. 95–103. EDN: WOUZJT

11. Григорьева, И. А. Интернет-практики пожилых: 10 лет развития и изучения / И. А. Григорьева, И. С. Петухова // Государство и граждане в электронной среде. — 2019. — № 3. — С. 78–90. DOI: 10.17586/2541–979Х-2019–3–78–90; EDN: UVKSPI

12. Корнилова, М. В. Интернет как адаптационный ресурс пожилых пользователей / М. В. Корнилова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. — 2018. — Т. 18. — № 3. — С. 250–259. DOI: 10.18500/1818–9601–2018–18–3–250–259 EDN: YASVWH

13. Law, J. Power, action and belief. A new sociology of knowledge? / J. Law // The Sociological Review. Keele. — 1986. — No. 32. — P. 1–280.

14. Furlong, M. Cyber seniors: Technology as a means, not an end to online community / M. Furlong // Digital Media. — 1995. — Vol. 5. — No. 5. — P. 27–28.

15. Oudshoorn, N. How users matter: the co-construction of users and technology (inside technology) / N. Oudshoorn, T. Pinch. — London : MIT Press, 2003. — 352p.

16. Richardson, M. ‘Getting on’: older New Zealanders’ perceptions of computing / M. Richardson, C. K. Weaver, T. E. Zorn // New Media & Society. — 2005. — Vol. 7. — No. 2. — P. 219–245. DOI: 10.1177/1461444805050763

17. Klimova, B. Older people and technology acceptance / B. Klimova, P. Poulova, // Human Aspects of IT for the Aged Population. Acceptance, Communication and Participation. Conference proceedings / Zhou J, Salvendy G. eds. — Cham : Springer, 2018. — P. 85–94. DOI: 10.1007/978–3–319–92034–4_7

18. Renaud, K. Predicting technology acceptance and adoption by the elderly: a qualitative study / K. Renaud, J. Van Biljon // Proceedings of the 2008 annual research conference of the South African Institute of Computer Scientists and Information Technologists on IT research in developing countries: riding the wave of technology. — 2008. — P. 210–219. DOI: 10.1145/1456659.1456684

19. Шюц, А. О множественности реальностей / А. Щюц; перевод А. Корбута // Социологическое обозрение. — 2003. — Т. 3. — № 2. — С. 3–34. EDN: TRRQVT

20. Lee, O. E. K. Bridging the digital divide for older adults via intergenerational mentor-up / O. E. K. Lee, D. H. Kim // Research on Social Work Practice. — 2019. — Vol. 29. — No. 7. — P. 786–795. DOI: 10.1177/1049731518810798

21. Neves, B. В. Old and afraid of new communication technologies? Reconceptualising and contesting the ‘age-based digital divide’ / B. B. Neves, J. Waycott, S. Malta // Journal of Sociology. — 2018. — Vol. 54. — No. 2. — P. 236–248. DOI: 10.1177/1440783318766119

22. Pierce, J. Digital divide / J. Pierce // The International Encyclopedia of Media Literacy. — 2019. — P. 1–8.

23. Van Dijk, J. A. G. M. Digital divide: Impact of access / J.A. G. M. Van Dijk // The international encyclopedia of media effects. — Cambridge : Polity Press, 2017. — P. 1–11.

24. Ragnedda, M. The double digital divide and social inequality in Asia: Comparative research on Internet cafes in Taiwan, Singapore, Thailand, and the Philippines / M. Ragnedda, G. W. Muschert // The Digital Divide / M. Ragnedda, G. W. Muschert eds. — London : Routledge, 2013. — P. 305–316. DOI: 10.4324/9780203069769
Статья

Поступила: 04.10.2022

Опубликована: 15.06.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Галкин, К. А., & Парфенова, О. А. (2023). Стратегии использования Интернета старшим поколением. Народонаселение, 26(2), 91-101. https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.8
Раздел
ИНТЕРНЕТ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ