Социокультурные особенности населения арктических регионов России
Научная статья
-
Александр Дмитриевич Волков
Институт экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, Россия
kov8vol@gmail.com
ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-0451-8483
Elibrary Author_id 78571ResearchID AAF-8665-2020
- Сергей Вячеславович Тишков Институт экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, Россия insteco_85@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-6061-4165
Elibrary Author_id 534254ResearchID G-6190-2014- Александр Олегович Аверьянов Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия aver@petrsu.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-2884-8110
Elibrary Author_id 1109853ResearchID AGK-3166-2022Выражение признательностиСтатья подготовлена в рамках государственного задания Института экономики КарНЦ РАН по теме «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов».Для цитированияВолков А. Д., Тишков С. В., Аверьянов А. О. Социокультурные особенности населения арктических регионов России // Народонаселение. 2023. Том 26. № 2. С. 52-65. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.5 EDN: WDCJDXАннотация
В статье представлены результаты социологического исследования населения двух арктических регионов России, построенного на методологическом базисе модели Г. Хофстеде. Исследование носит поисковый характер и реализует практически не применявшийся в российской практике актуальный инструментарий измерения шести этнометрических показателей Г. Хофстеде на индивидуальном уровне. Решались задачи выявления показателей, отражающих культурную специфику населения арктических территорий Архангельской области и Республики Коми, отличий в значениях этнометрических показателей между различными социальными группами (пол, возраст, уровень дохода). Как показали результаты исследования, уровень значений «маскулинности» выше среди мужчин, чем среди женщин, а уровень значений показателя «допустимости удовлетворения желаний» монотонно убывает от младших к старшим возрастным группам. Выявлено, что между уровнем дохода и значениями показателей «долгосрочности ориентаций», «маскулинности» и «дистанции власти» присутствует статистически значимая положительная зависимость — чем выше значение данных этнометрических показателей, тем выше доход индивида. В рамках сравнения средних значений показателей в территориальном разрезе установлено, что для населения арктических территорий Республики Коми характерен относительно более высокий уровень «коллективизма» и умеренно высокий — значения «маскулинности» и «избегания неопределённости». При этом среди респондентов, проживающих на арктических территориях Архангельской области относительно более высокие значения имеет показатель «допустимости удовлетворения желаний». Сформулирована гипотеза о механизме пространственно детерминированного социально-экономического отбора культурных паттернов индивидов, реализуемого в механизмах воспроизводства человеческого капитала. Эта гипотеза будет проверена в ходе дальнейших исследований, в том числе на материале других арктических регионов. Полученные результаты могут быть использованы в решении задач государственного управления, в частности, для региональной спецификации государственных программ стимулирования предпринимательской активности населения и деятельности в сфере НКО.Ключевые слова:культура, ценности, арктические регионы, Г. Хофстеде, опрос населения, дистанция власти, избегание неопределённости, маскулинностьБиографии авторов
Александр Дмитриевич Волков, Институт экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, Россияк.э.н., научный сотрудникСергей Вячеславович Тишков, Институт экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, Россияк.э.н., учёный секретарьАлександр Олегович Аверьянов, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россияаспирант, ведущий специалистЛитература
1. Социально-экономическая динамика и перспективы развития российской Арктики с учётом геополитических, макроэкономических, экологических и минерально-сырьевых факторов: монография / ред. Т. П. Скуфьина. — Апатиты : КНЦ РАН, 2021. — 209 с. DOI:10.37614/978.5.91137.458.7; EDN: DSHHMW
2. Ковалева, О. М. Миграционные тенденции в Арктической зоне России в 2012–2019 годах / О. М. Ковалева // Народонаселение. — 2021. — Т. 24. — № 4. — С. 147–160. — DOI: 10.19181/population.2021.24.4.12; EDN: TVBXXP
3. Латова, Н. В. Культурная специфика россиян (этнометрический анализ на основе концепции Г. Хофстеде) / Н. В. Латова // Вестник Института социологии. — 2016. — № 4(19). — С. 155–179. DOI: 10.19181/vis.2016.19.4.433; EDN: XWETNN
4. Rodríguez-Gázquez, M. Á. Countries’ cultures and professional nursing values: Cross-cultural evidence from Spanish and Colombian nursing students / M. Á. Rodríguez-Gázquez, S. B. Hoyuelos, J. R. González-López // Nurse Education in Practice. — 2021. — Vol. 50. — No. 102953. DOI: 10.1016/j.nepr.2020.102953
5. Zolduoarrati, E. Impact of individualism and collectivism cultural profiles on the behaviour of software developers: A study of stack overflow / E. Zolduoarrati, S. A. Licorish, N. Stanger // Journal of Systems and Software. — 2022. — Vol. 192. — No. 111427. DOI: 10.1016/j.jss.2022.111427
6. Vitolla, F. Do cultural differences impact ethical issues? Exploring the relationship between national culture and quality of code of ethics / F. Vitolla, N. Raimo, M. Rubino, G. M. Garegnani // Journal of International Management. — 2021. — Vol. 27. — Issue 1. — No. 100823. DOI: 10.1016/j.intman.2021.100823
7. Lee, C.—C. The dimension of green economy: Culture viewpoint / C.—C. Lee, C.—W. Wang, S.—J. Ho // Economic Analysis and Policy. — 2022. — Vol. 74. — P. 122–138. DOI: 10.1016/j.eap.2022.01.015
8. Аузан, А. А. Социокультурные факторы в экономике: пройденные рубежи и актуальная повестка / А. А. Аузан, А. И. Бахтигараева, В. А. Брызгалин [и др.] // Вопросы экономики. — 2020. — № 7. — С. 75–91. DOI: 10.32609/0042–8736–2020–7–75–91; EDN: YLTOWI
9. Taras, V. A comparative evaluation of seven instruments for measuring values comprising Hofstede’s model of culture / V. Taras, P. Steel, M. Stackhouse // Journal of World Business. — 2023. — Vol. 58. — Issue 1. — No. 101386. DOI: 10.1016/j.jwb.2022.101386
10. Schwartz, S. A Theory of Cultural Value Orientations: Explication and Applications / S. Schwartz // Comparative Sociology. — 2006. — Vol. 5. — Issue 2–3. — P. 137–182. DOI: 10.1163/156913306778667357
11. Inglehart, R. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values / R. Inglehart, W. E. Baker //American Sociological Review. — 2000. — Vol. 65. — No. 1. — P. 19–51. DOI: 10.2307/2657288
12. Steenkamp, J. E. M. The role of national culture in international marketing research / J. E. M. Steenkamp // International Marketing Review. — 2001. — Vol. 18. — No. 1. — P. 30–44. DOI: 10.1108/02651330110381970
13. Hofstede, G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. // Online Readings in Psychology and Culture — 2011: [сайт]. — URL: http://mchmielecki.pbworks.com/w/file/fetch/64591689/hofstede_dobre.pdf (дата обращения: 03.02. 2023).
14. Гладких, Е. Г. Институциональные аспекты приграничного делового сотрудничества России и Финляндии / Е. Г. Гладких, Е. А. Шлапеко // Актуальные проблемы экономики и права: сборник трудов. — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. — С. 30–42. EDN: YMZDHF
15. Chimenson, D. The paradox and change of Russian cultural values / D. Chimenson, R. L. Tung, A. Panibratov, T. Fang // International Business Review. — 2022. — Vol. 31. — Issue 3. — No. 101944. DOI: 10.1016/j.ibusrev.2021.101944
16. Erdem, T. Brands as signals: a cross-country validation study / T. Erdem, J. Swait, A. Valenzuela // Journal of Marketing. — 2006. — Vol. 70. — No. 1. — P. 34–49. DOI: 10.1097/01.rhu.0000200424.58122.38
17. Sharma, P. Measuring personal cultural orientations: scale development and validation / P. Sharma // Journal of the Academy of Marketing Science. — 2010. — Vol. 38. — No. 6. — P. 787–806. DOI: 10.1007/s11747–009–0184–7
18. Yoo, B. Measuring Hofstede’s five dimensions of cultural values at the individual level: development and validation of CVSCALE / B. Yoo, N. Donthu, T. Lenartowicz // Journal of International Consumer Marketing. — 2011. — Vol. 23. — No. 3–4. — P. 193–210. DOI: 10.1080/08961530.2011.578059
19. Heydari, A. Hofstede’s individual-level indulgence dimension: Scale development and validation /A. Heydari, M. Laroche, M. Paulin, M.—O. Richard // Journal of Retailing and Consumer Services. — 2021. — Vol. 62. — No. 102640. DOI: 10.1016/j.jretconser.2021.102640
20. Hofstede, G. 2001. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations Across Nations / G. Hofstede. — Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2001. — 616 p.
21. Аузан, А. А. Социокультурная экономика: как культура влияет на экономику, а экономика — на культуру: курс лекций / А. А. Аузан, Е. Н. Никишина. — Москва : Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2021. — 200 с.СтатьяПоступила: 10.02.2023
Опубликована: 14.06.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAВолков, А. Д., Тишков, С. В., & Аверьянов, А. О. (2023). Социокультурные особенности населения арктических регионов России. Народонаселение, 26(2), 52-65. https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.5РазделЗАНЯТОСТЬ, КАЧЕСТВО И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ - Сергей Вячеславович Тишков Институт экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, Россия insteco_85@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-6061-4165
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77 - 78718 20.07.2020
Издатель:
Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской ФНИСЦ РАН
Главный редактор
член-корр. РАН, доктор социологических наук, профессор, директор
ИСЭПН ФНИСЦ РАН
Вячеслав Вениаминович Локосов
ISSN 1561-7785 (Print);
3034–2252 (оnline)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1996 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 117218, Москва, Нахимовский пр-т,
д. 32
Тел.: +7 (499) 129-08-01
E-mail: isesp-population@yandex.ru