Предпринимательские установки как элемент финансово-экономической культуры студенческой молодёжи
Научная статья
Выражение признательности
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Для цитирования
Александрова О. А., Тюриков А. Г., Кунижева Д. А., Марков Д. И., Аликперова Н. В. Предпринимательские установки как элемент финансово-экономической культуры студенческой молодёжи // Народонаселение. 2022. Том 25. № 3. С. 103-115. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.8 EDN: HGLAHT
Аннотация
За прошедшее тридцатилетие интерес молодёжи к занятию бизнесом снизился. В то же время, в условиях вызванного кризисом сжатия рынка труда, возрастания конкуренции за имеющиеся вакансии, идея начать свой бизнес может оказаться более привлекательной. В статье на основе результатов социологического исследования, включавшего массовый опрос студентов Финансового университета при Правительстве РФ (Финуниверситета); серии полуструктурированных интервью с экспертами и фокус-групповых интервью со студентами, показано, как относится к предпринимательской деятельности студенческая молодёжь, насколько она, по мнению экспертов, права в своих ожиданиях, и как обнаруженные представления и установки могут сказаться на развитии экономики. Согласно результатам опроса, треть студентов задумывается о собственном бизнесе как способе достичь финансового благополучия. Своими партнерами по бизнесу молодёжь в основном не видит родственников и друзей, поскольку предпочитает вести дела на формальной основе, в чем она видит определённую гарантию от недобросовестных действий партнеров. В то же время, результаты говорят о том, что защищенность частной собственности и, в первую очередь, бизнеса, представляется молодёжи явно недостаточной. Это корреспондирует с её представлениями о незаинтересованности ключевых экономических субъектов в честной рыночной конкуренции, демонополизации рынка, снижении уровня коррупции в системе государственного управления, судебных и правоохранительных органах. Эксперты выражают скепсис в возможности большей части молодёжи открыть и удержать на плаву свой бизнес, и связывают это с дефицитом у нее материальных и образовательных ресурсов, а главное — того социального капитала, который соответствует специфике сложившейся экономической системы.
Ключевые слова:
молодёжь, экономическая культура, трудовые стратегии, предпринимательство, финансово-экономическая субъектность
Литература
1. Александрова, О. А. Станет ли поколение «пепси» поколением «next»? / О. А. Александрова // Человеческий потенциал модернизации России: Стратегия опережающего развития — 2006 / под общей редакцией А. В. Бузгалина, А. И. Колганова. — Москва : URSS, ЛЕНАНД. — 2006. — С. 190-191.
2. Lewis, K. Identity Capital: An Exploration in the Context of Youth Social Entrepreneurship / К. Lewis. // Entrepreneurship & Regional Development. — 2016.—Vol. 28. — No. 3-4. — P. 191-205. DOI: 10.1080/08985626.2016.1155741
3. Hermes, J. This is My Life: The Stories of Independent Workers in the Creative Industries in the Netherlands / J. Hermes, K. Koch, N. Bakhuisen, P. Borghuis // Javnost — The Public. — 2017. — Vol. 24. — No. 1. — P. 87-101. DOI: 10.1080/13183222.2017.1280892
4. Sandoval, M. From Passionate Labour to Compassionate Work: Cultural Co-Ops, Do What You Love and Social Change / М. Sandoval // European Journal of Cultural Studies. — 2018. — Vol. 21. — No. 2. — P. 113-129. DOI: 10.1177/1367549417719011
5. Глухих, П.Л. Предпринимательская культура молодежи и факторы ее развития: социокультурный подход / П. Л. Глухих, Л. В. Воронина, А. В. Иванова // Управленец. — 2016. — № 3(61). — C.52-61. EDN: WIUAYF
6. Ариф, Э.М. Личное — это профессиональное: этичность молодых крафтовых предпринимателей в Санкт-Петербурге / Э. М. Ариф, Т. А. Кузьминова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2021. — № 3. — С. 179-199. DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1922; EDN: LLYBTZ
7. Крикунова, Ю.А. Ценности и социальные установки потенциальных инноваторов: когортные различия / Ю. А. Крикунова, А. Е. Кузнецова // Концепт. — 2018. — № 9. — С. 234-239.
8. Джалая, Л.В. Экономические ценности как предпринимательский потенциал студенческой молодежи Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко / Л. В. Джалая // Скиф. — 2017. — № 12. — С. 75-78. EDN: ZSJHUP
9. Ярашева, А.В. Трудовые ресурсы молодежи: актуальные региональные проблемы / А. В. Ярашева // Экономика и управление. — 2019. — № 11. — С. 53-58. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-53-58; EDN: TUDFOB
10. Аликперова, Н.В. Мотивация трудового поведения молодежи как возможности для реализации финансовых стратегий / Н. В. Аликперова, А. В. Ярашева, К. В. Виноградова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2019. — Т. 12. — № 1. — С. 226-240. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61; EDN: YYGDNB
11. Зубок Ю.А. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 3(157).— С. 13-41. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1602; EDN: GTXODD
12. Бедова А. И., Ярашева А. В. Молодежь на московском рынке труда: зарплатные притязания / А. И. Бедова, А. В. Ярашева // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Москва, 5 декабря 2017 г.) / отв. ред. О. А. Александрова. — Москва : Фабрика офсетной печати, 2018. — С. 17-21. EDN: UZVLFC
13. Марков Д. И. Что такое идеальная работа и как на нее устроиться: карьера как форма успеха в представлениях студентов / Д. И. Марков // Социальное пространство. — 2021. — Т. 7. — № 5. DOI: 10.15838/sa.2021.5.32.3; EDN: RFZKTP
2. Lewis, K. Identity Capital: An Exploration in the Context of Youth Social Entrepreneurship / К. Lewis. // Entrepreneurship & Regional Development. — 2016.—Vol. 28. — No. 3-4. — P. 191-205. DOI: 10.1080/08985626.2016.1155741
3. Hermes, J. This is My Life: The Stories of Independent Workers in the Creative Industries in the Netherlands / J. Hermes, K. Koch, N. Bakhuisen, P. Borghuis // Javnost — The Public. — 2017. — Vol. 24. — No. 1. — P. 87-101. DOI: 10.1080/13183222.2017.1280892
4. Sandoval, M. From Passionate Labour to Compassionate Work: Cultural Co-Ops, Do What You Love and Social Change / М. Sandoval // European Journal of Cultural Studies. — 2018. — Vol. 21. — No. 2. — P. 113-129. DOI: 10.1177/1367549417719011
5. Глухих, П.Л. Предпринимательская культура молодежи и факторы ее развития: социокультурный подход / П. Л. Глухих, Л. В. Воронина, А. В. Иванова // Управленец. — 2016. — № 3(61). — C.52-61. EDN: WIUAYF
6. Ариф, Э.М. Личное — это профессиональное: этичность молодых крафтовых предпринимателей в Санкт-Петербурге / Э. М. Ариф, Т. А. Кузьминова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2021. — № 3. — С. 179-199. DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1922; EDN: LLYBTZ
7. Крикунова, Ю.А. Ценности и социальные установки потенциальных инноваторов: когортные различия / Ю. А. Крикунова, А. Е. Кузнецова // Концепт. — 2018. — № 9. — С. 234-239.
8. Джалая, Л.В. Экономические ценности как предпринимательский потенциал студенческой молодежи Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко / Л. В. Джалая // Скиф. — 2017. — № 12. — С. 75-78. EDN: ZSJHUP
9. Ярашева, А.В. Трудовые ресурсы молодежи: актуальные региональные проблемы / А. В. Ярашева // Экономика и управление. — 2019. — № 11. — С. 53-58. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-53-58; EDN: TUDFOB
10. Аликперова, Н.В. Мотивация трудового поведения молодежи как возможности для реализации финансовых стратегий / Н. В. Аликперова, А. В. Ярашева, К. В. Виноградова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2019. — Т. 12. — № 1. — С. 226-240. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61; EDN: YYGDNB
11. Зубок Ю.А. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 3(157).— С. 13-41. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1602; EDN: GTXODD
12. Бедова А. И., Ярашева А. В. Молодежь на московском рынке труда: зарплатные притязания / А. И. Бедова, А. В. Ярашева // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Москва, 5 декабря 2017 г.) / отв. ред. О. А. Александрова. — Москва : Фабрика офсетной печати, 2018. — С. 17-21. EDN: UZVLFC
13. Марков Д. И. Что такое идеальная работа и как на нее устроиться: карьера как форма успеха в представлениях студентов / Д. И. Марков // Социальное пространство. — 2021. — Т. 7. — № 5. DOI: 10.15838/sa.2021.5.32.3; EDN: RFZKTP
Статья
Поступила: 31.05.2022
Опубликована: 12.09.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Александрова, О. А., Тюриков, А. Г., Кунижева, Д. А., Марков, Д. И., & Аликперова, Н. В. (2022). Предпринимательские установки как элемент финансово-экономической культуры студенческой молодёжи. Народонаселение, 25(3), 103-115. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.8
Раздел
УРОВЕНЬ, КАЧЕСТВО И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ