Гребневая модель для прогноза демографических показателей российской системы образования
Научная статья
Для цитирования
Медведева Е. И., Крошилин С. В. Гребневая модель для прогноза демографических показателей российской системы образования // Народонаселение. 2022. Том 25. № 2. С. 92-103. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.2.8
Аннотация
Целью настоящего исследования являлось применение авторской Гребневой модели для изучения динамики демографических показателей, от которых зависит эффективность и «равномерная» загруженность уровней российской системы образования. Объект исследования — возрастные когорты российского населения, предмет — оптимальная загруженность уровней системы образования с учётом новых вызовов, в том числе выьзванных пандемией коронавируса. Развитие современного российского общества, социально-экономические проекты и благополучие население в значительной степени предопределяются демографическими показателями, такими как рождаемость, продолжительность жизни, смертность, количество трудоспособного населения и другими. Параллельно с другими национальными проектами с 2019 г. реализуется проект «Демография», одной из задач которого является увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7. Современные демографические проблемы, как и 10 лет назад, обусловлены изменением возрастной структуры населения. В 2012 г. научный коллектив во главе с Н. М. Римашевской разработал и применил «Гребневую (ридж) модель возрастной структуры детей и молодёжи», которая, используя эконометрические подходы прогнозирования, даёт возможность построить прогноз демографических показателей системы образования. Опираясь на результаты моделирования, с определенной вероятностью существует возможность «предсказать» количество необходимых мест на разных уровнях обучения. В статье использованы данные Росстата, аналитические материалы демографов и результаты исследований, в том числе авторских, проведённых в различных регионах России на основе статистических данных. Когортная возрастная структура детей и молодёжи была спрогнозирована с помощью авторского инструментария для различных уровней системы образования в России, Москве, Московской, Рязанской, Владимирской, Тульской и Вологодской областях. Результаты исследования, могут быть практически значимы для структур власти, которые принимают участие в решение вопросов, связанных с региональными и общероссийскими демографическими показателями.
Ключевые слова:
социально-экономические проблемы, возрастная структура, демографические процессы, система образования, когортный анализ, эконометрическое моделирование
Литература
1. Рыбаковский, Л.Л. Стратегия демографического развития России, понятие и содержание / Л. Л. Рыбаковский, Г. Р. Хасаев // Народонаселение. — 2015. — № 3. — С. 59-60.
2. Рыбаковский, Л.Л. Результаты современной демографической политики России / Л. Л. Рыбаковский // Народонаселение. — 2014. — № 1. — С. 4-5.
3. Римашевская, Н.М. Гребневая модель прогноза половозрастной структуры детей и молодёжи / Н. М. Римашевская, Е. И. Медведева, С. В. Крошилин // Народонаселение. — 2014. — № 3. — С. 57-68.
4. Доброхлеб, В.Г. Новые подходы к моделированию возрастной динамики численности детей и молодёжи / В. Г. Доброхлеб, Е. И. Медведева, С. В. Крошилин //Экономический журнал. — 2014. — № 3(35). — С. 30-37.
5. Архангельский, В.Н. Воспроизводство населения России / В. Н. Архангельский. — Москва, 1998. — 115 с.
6. Крошилин, С. В. Профессиональное образование в условиях пандемии и после неё / С. В. Крошилин // Стратегия и тактика социально-экономических реформ: национальные приоритеты и проекты: материалы IX Всероссийской науч. — практ. конф. с международным участием (Вологда, 10-11 декабря 2020 г.). — Вологда, 2021. — С. 281-283.
7. Римашевская Н. М. Региональная гребневая модель для оптимизации системы образования / Н. М. Римашевская, С. В. Крошилин Е. И., Медведева // Народонаселение. — 2016. — № 4. — С. 39-46.
2. Рыбаковский, Л.Л. Результаты современной демографической политики России / Л. Л. Рыбаковский // Народонаселение. — 2014. — № 1. — С. 4-5.
3. Римашевская, Н.М. Гребневая модель прогноза половозрастной структуры детей и молодёжи / Н. М. Римашевская, Е. И. Медведева, С. В. Крошилин // Народонаселение. — 2014. — № 3. — С. 57-68.
4. Доброхлеб, В.Г. Новые подходы к моделированию возрастной динамики численности детей и молодёжи / В. Г. Доброхлеб, Е. И. Медведева, С. В. Крошилин //Экономический журнал. — 2014. — № 3(35). — С. 30-37.
5. Архангельский, В.Н. Воспроизводство населения России / В. Н. Архангельский. — Москва, 1998. — 115 с.
6. Крошилин, С. В. Профессиональное образование в условиях пандемии и после неё / С. В. Крошилин // Стратегия и тактика социально-экономических реформ: национальные приоритеты и проекты: материалы IX Всероссийской науч. — практ. конф. с международным участием (Вологда, 10-11 декабря 2020 г.). — Вологда, 2021. — С. 281-283.
7. Римашевская Н. М. Региональная гребневая модель для оптимизации системы образования / Н. М. Римашевская, С. В. Крошилин Е. И., Медведева // Народонаселение. — 2016. — № 4. — С. 39-46.
Статья
Поступила: 10.03.2022
Опубликована: 09.06.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Медведева, Е. И., & Крошилин, С. В. (2022). Гребневая модель для прогноза демографических показателей российской системы образования. Народонаселение, 25(2), 92-103. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.2.8
Раздел
ДЕМОГРАФИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ