Концепция непрерывного образования в контексте инвестиций в человеческий капитал
Научная статья
Для цитирования
Ионцева С. В., Хворостинина П. И. Концепция непрерывного образования в контексте инвестиций в человеческий капитал // Народонаселение. 2022. Том 25. № 1. С. 177-188. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.1.15
Аннотация
Концепция непрерывного образования является частым предметом отечественных и зарубежных исследований. В данной работе предлагается сместить ракурс внимания на инвестиции в человеческий капитал в рамках непрерывного образования. Наряду с рассмотрением этапов становления и развития концепции непрерывного образования, систематизации нормативных источников, уточнением понятийного аппарата и теоретических аспектов внимание также уделяется более дискуссионным научным определениям — формальному и неформальному образованию, информальному образованию, человеческому капиталу. Принимая во внимание все многообразие существующих научных подходов к человеческому капиталу, в работе делается акцент на его духовную составляющую. В связи с этим, инвестиции в сферу образования и, соответственно, в человеческий капитал имеют свои, только им присущие особенности. В частности, накопительный эффект, часто отсроченный процент, совпадение в одном лице инвестора и объекта инвестиционных вложений. Индивид взаимодействует в обществе, поэтому полученный им процент всегда становится частью общего (совокупного) человеческого капитала государства. Инвестиции в образование одного человека могут продолжать приносить бонусы для следующих поколений. Поскольку важная роль в становлении и развитии концепции непрерывного образования принадлежит Европейскому союзу (ЕС), в работе используются данные Мониторинга образования и обучения (Education and Training Monitor) за 2020 г. и анализируется опыт стран-лидеров в развития образовательной сферы и инвестиционной деятельности. Рассматриваемый в ходе данного исследования опыт ЕС по проведению единой образовательной политики и реализации концепции непрерывного образования, включая различные наднациональные программы, может представлять интерес для подобных исследований в России.
Ключевые слова:
концепция непрерывного образования, человеческий капитал, население, инвестиционная деятельность, образовательная политика Европейского союза
Литература
1. Ломоносов, М. В. О сохранении и размножении российского народа / М. В. Ломоносов // Избранные произведения в 2-х т. Т. 2. — Москва: Наука, 1986. — 536 с.
2. Дьюи, Д. Демократия и образование./ Д. Дьюи. — Москва: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
3. Faure, E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow / Е. Faure. — Paris: UNESCO, 1972. — 346 p. ISBN92-3-101017-4.
4. Lengrand, P. An Introduction to Lifelong Education / Р. Lengrand. — Paris: UNESCO Press, 1975. — 157 p.
5. Тоффлер, Э. Третья волна. / Э. Тоффлер. — Москва: АСТ Москва, 2010. — 795 с.
6. Бауман, З. Индивидуализированное общество. Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева / З. Бауман. — Москва: Логос, 2002. — 390 с.
7. Becker, G.S. Economic Analysis and Human Behavior / G. S. Becker. // Advances in Behavioral Sciences. — 1987. — No. 1. — P. 3-17.
8. Schultz, T. W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities / T. W. Schultz // Human resources: fiftieth anniversary colloquium VI. — New York: Columbia University Press, 1972. — 84 р. ISBN: 0-87014-255-0.
9. Kiker, B. F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital / B. F. Kiker // Journal of Political Economy. — 1966. — Vol. 74. — No. 5. — Р. 481-499.
10. Капелюшников, Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? / Р. И. Капелюшников; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 76 с.
11. Ионцев, В.А. Демографические аспекты развития человеческого капитала в России и ее регионах / В. А. Ионцев, А. Г. Магомедова // Экономика региона. — 2015. — № 3. — С. 89-102. DOI: 10.17059/2015-3-8.
2. Дьюи, Д. Демократия и образование./ Д. Дьюи. — Москва: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
3. Faure, E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow / Е. Faure. — Paris: UNESCO, 1972. — 346 p. ISBN92-3-101017-4.
4. Lengrand, P. An Introduction to Lifelong Education / Р. Lengrand. — Paris: UNESCO Press, 1975. — 157 p.
5. Тоффлер, Э. Третья волна. / Э. Тоффлер. — Москва: АСТ Москва, 2010. — 795 с.
6. Бауман, З. Индивидуализированное общество. Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева / З. Бауман. — Москва: Логос, 2002. — 390 с.
7. Becker, G.S. Economic Analysis and Human Behavior / G. S. Becker. // Advances in Behavioral Sciences. — 1987. — No. 1. — P. 3-17.
8. Schultz, T. W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities / T. W. Schultz // Human resources: fiftieth anniversary colloquium VI. — New York: Columbia University Press, 1972. — 84 р. ISBN: 0-87014-255-0.
9. Kiker, B. F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital / B. F. Kiker // Journal of Political Economy. — 1966. — Vol. 74. — No. 5. — Р. 481-499.
10. Капелюшников, Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? / Р. И. Капелюшников; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 76 с.
11. Ионцев, В.А. Демографические аспекты развития человеческого капитала в России и ее регионах / В. А. Ионцев, А. Г. Магомедова // Экономика региона. — 2015. — № 3. — С. 89-102. DOI: 10.17059/2015-3-8.
Статья
Поступила: 27.10.2021
Опубликована: 18.03.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Ионцева, С. В., & Хворостинина, П. И. (2022). Концепция непрерывного образования в контексте инвестиций в человеческий капитал. Народонаселение, 25(1), 177-188. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.1.15
Раздел
ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ