Микроэкономика личности и её роль в формировании финансово грамотного поведения

Научная статья
  • Наталья Валерьевна Аликперова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия natalie_danilina@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-5028-078X
    elibrary Author_id 754213
    ResearchID S-1899-2018
Для цитирования
Аликперова Н. В. Микроэкономика личности и её роль в формировании финансово грамотного поведения // Народонаселение. 2022. Том 25. № 1. С. 18-28. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.1.2

Аннотация

На сегодняшний день проблема формирования финансово грамотного поведения населения является одной из значимых в повестке Национальной стратегии повышения финансовой грамотности (2017-2023 гг.). Большинство стран, которые в своей социально-экономической политике опираются на принципы подобных национальных стратегий, ориентируются на широкие слои населения, предполагая, что каждая поло-возрастная группа является потенциальным участником финансового рынка, пользователем финансовых ин­струментов и услуг, вступает в разнородные финансово-экономические отношения. Формирование финансово грамотного поведения является не только предпосылкой для эффективного функционирования и развития всей финансовой системы России, но и выступает фактором материального благополучия граждан, сглаживающим дифференциации в доходах. Изменения в экономических отношениях, усложнение финансового рынка, его структуры и продуктов, а также переход на цифровые рельсы привели население к необходимости выра­батывать навыки формирования финансово грамотных стратегий. Для реализации таких стратегий необходимо наличие ресурсной и интеллектуальной базы у населения, а также наличие благоприятной внешней среды, в которой реализуются возможности для эффективного функционирования и взаимодействия участников финансовых отношений. В результате проведенного исследования автором доказано, что человек, обладающий личностным и ресурсным потенциалом, представляет собой некую модель микроэкономики, которая под воздействием ситуационного и институционального контекстов влияет на формирование потребностей, мотивов и целей для дальнейших действий на финансовом рынке. Выводы по результатам этих действий откладываются в некую базу данных в виде накопленного опыта, который, в свою очередь, в дальнейшем влияет (взаимосвязан) на ресурсный потенциал и саму личность. Основу микроэкономики личности составляет цепочка факторов, центральным звеном которых является культура индивидуума, которая способна изменять остальные элементы личности.  
Ключевые слова:
микроэкономика личности, финансовое поведение, финансовая грамотность, финансовая культура, экономическое поведение, личные финансы

Биография автора

Наталья Валерьевна Аликперова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
к.э.н., ведущий научный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; доцент Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Литература

1. Аликперова, Н.В. Финансовое поведение населения России / Н. В. Аликперова, А. В. Ярашева. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. — 131 с.

2. Алиева, И.А. Финансовое поведение населения: теоретический аспект / И. А. Алиева // Вестник КГСУ. — 2016. — Т. 16. — № 2. — С. 107-109.

3. Reeve, J. Understanding motivation and emotion (6th ed.) / J. Reeve. — Hoboken, NJ: Wiley, 2015. — 648 p.

4. Hart, J. W. The Big Five and Achievement Motivation: Exploring the Relationship Between Personality and a Two-Factor Model of Motivation / J. W. Hart, J. M. Stasson, J. M. Mahoney, P. Story // Individual Differences Research. — 2007. — Vol. 5. — No. 4. — Р. 267-274.

5. Sheldon, K. M. Goal striving, need satisfaction, and longitudinal well-being: The self-concordance model / K. M. Sheldon, A. J. Elliot // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. — Vol 76(3). — Р. 482-497.

6. Simpson, E.H. The Behavioral Neuroscience of Motivation: An Overview of Concepts, Measures, and Translational Applications / Eleanor H. Simpson, Peter D. Balsam // Current topics in behavioral neurosciences. — 2016. — Vol. 27. — P. 1-12. DOI: 10.1007/7854_2015_402.

7. Фатихов, А. И. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований / А. И. Фатихов, Р. Т. Насибуллин // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2010. — № 2(17). — С. 235-244.

8. Александрова, О.А. Классификация факторов влияния на формирование финансово-экономической культуры россиян / О. А. Александрова, Н. В. Аликперова, Д. И. Марков, Ю. С. Ненахова // Народонаселение. — 2021. — Т. 24. — № 3. — С. 18-31. DOI: 10.19181/population.2021.24.3.2.

9. Аликперова, Н.В. Формирование финансово грамотного поведения населения: риски и условия безопасности / Н. В. Аликперова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2020. — Т. 10. — № 3. — С. 86-91.

10. Аликперова, Н.В. Финансово грамотное поведение россиян: факторы формирования / Н. В. Аликперова, К. В. Виноградова // Уровень жизни населения регионов России. — 2019. — № 4(214). — С. 54-69.

11. Бегельсдайк, Ш. Культура в экономической науке: история, методологические рассуждения и области практического применения в современности / Ш. Бегельсдайк, Р. Маселанд. — Санкт-Петербург: Издательство Института Гайдара, 2016. — 464 с.

12. Доброштан, В. М. О некоторых аспектах экономической культуры общества и личности / В. М. Доброштан // Государственный советник. — 2013. — № 2. — С. 53-64.

13. Монина, Н.П. Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты / Н. П. Монина. — Омск: Омский гос. ун-т, 2011. — 196 с.

14. Guizot, L. Does culture influence economic results? / L. Guizot, Р. Sapienza, L. Zingal // Journal of Economic Perspectives. — 2006. — No. 20(2). — P. 23-48.

15. Bisin, Alberto. Institutions and culture co-evolve: Why the quest for the origin of prosperity is so elusive, 04 July 2017. Research-based policy analysis and commentary from leading economists / Alberto Bisin, Thierry Verdier // voxeu.org: [сайт]. — URL: https://voxeu.org/article/joint-evolution-institutions-and-culture (дата обращения: 10.12.2021).

16. Alesina, А. Culture and Institutions / А. Alesina, P. Giuliano // Journal of Economic Literature. — 2015. — No. 53(4). — P. 898-944.

17. Фаткуллина, Г. Р. Активизация экономического поведения населения как фактор социализации экономической системы (на примере Республики Башкортостан) / Г. Р. Фаткуллина // Уфимский гуманитарный научный форум. — 2021. — № 2(6). — С. 85-101.

18. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. — Москва: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 180 с.
Статья

Поступила: 13.12.2021

Опубликована: 15.03.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Аликперова, Н. В. (2022). Микроэкономика личности и её роль в формировании финансово грамотного поведения. Народонаселение, 25(1), 18-28. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.1.2
Раздел
УРОВЕНЬ, КАЧЕСТВО И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ