Профессиональная подготовка врачей: эксперты о проблемах образовательного процесса (часть вторая)
Научная статья
-
Ольга Аркадьевна Александрова
Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
a762rab@mail.ru
ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-9243-9242
Elibrary Author_id 257224ResearchID B-1306-2017
- Азиза Викторовна Ярашева Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия baktriana@rambler.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-6041-7700
Elibrary Author_id 519466ResearchID A-9976-2017- Юлия Сергеевна Ненахова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия yulia-nenakhova@yandex.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-5865-1012
Elibrary Author_id 652094ResearchID AAZ-2570-2020Выражение признательностиИсследование выполнено в рамках НИР по Государственному заданию «Анализ деятельности населения регионов России в сферах финансового поведения, распространения информационных технологий, естественного и миграционного движения» № 0165-2018-0005.Для цитированияАлександрова О. А., Ярашева А. В., Ненахова Ю. С. Профессиональная подготовка врачей: эксперты о проблемах образовательного процесса (часть вторая) // Народонаселение. 2021. Том 24. № 1. С. 54-65. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2021.24.1.6Аннотация
Среди ключевых целей Национального проекта «Здравоохранение» обозначено обеспечение государственных (муниципальных) медицинских организаций квалифицированным медицинским персоналом. Особенную остроту данный вопрос обрел в условиях развернувшейся борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Достижение целей, поставленных в Национальном проекте, в значительной степени зависит от качества подготовки медицинских кадров. При этом в системе медицинского образования в последние годы происходят заметные перемены: меняются нормативно-правовые основы медицинской и образовательной деятельности, техническое оснащение и условия хозяйственной деятельности вузов и др. Изменяющийся социально-экономический контекст накладывает отпечаток как на поступающих в вузы, их мотивацию, так и на тех, кто обучает будущих медиков. Во второй части статьи продолжено представление результатов осуществленного в 2019 г. исследования «Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения», в котором затрагивались как количественные аспекты кадровой обеспеченности подведомственных городу медицинских организаций, так и вопросы качества медицинских кадров, связанные с их профессиональной подготовкой. Информация о качестве выпускников медицинских вузов и детерминирующих его факторах была получена в рамках серии глубинных структурированных интервью с экспертами, в качестве которых выступали представители столичных медицинских вузов и главные врачи медицинских учреждений. В ходе опроса эксперты высказали свое мнение об организации и содержании учебного процесса, а также о проблемах, касающихся внедрения профессиональных стандартов, изменения образовательных программ, появления новых учебных дисциплин, технического оснащения (в том числе симуляторами) учебных заведений. Анализ экспертных оценок свидетельствует о неоднозначности ситуации в российском медицинском образовании. Выявлена необходимость дополнительной проработки вопросов целесообразности наличия, объема (в часах) и распределения учебных дисциплин по этапам образовательного цикла в медицинских вузах. Негативным аспектом, выделенным экспертами, по-прежнему остается низкий уровень практического опыта, недополучение которого резко снижает качество медицинского образования в целом.Ключевые слова:здравоохранение, медицинские кадры, профессиональная подготовка, медицинские вузы, врачиБиографии авторов
Ольга Аркадьевна Александрова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россияд.э.н., заместитель директора по научной работе, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской ФедерацииАзиза Викторовна Ярашева, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россияд.э.н., проф., проф. РАН, зав. лабораториейЮлия Сергеевна Ненахова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россиянаучный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города МосквыЛитература
1. Каткова, И.П. Российское здравоохранение в контексте задач достижения всеобщей доступности услуг здравоохранения к 2030 году / И. П. Каткова // Народонаселение. — 2020. — Т. 23. — № 1. — С. 135-147. DOI: 10.19181/population.2020.23.1.11.
2. Олимов, Д.А. Вопросы повышения безопасности пациентов в контексте предотвращения врачебных ошибок (аналитический обзор) / Д. А. Олимов, Г. М. Ходжамуродов, Р. А. Турсунов // Здравоохранение Российской Федерации. — 2020. — Т. 64. — № 4. — С. 209-213. DOI: 10.46563/0044-197X-2020-64-4-209-213.
3. Александрова, О.А. Экспертные оценки проблем профессиональной подготовки врачей / О. А. Александрова, А. В. Ярашева // Здоровье мегаполиса. — 2020. — Т. 1. — № 1. — С. 31-37. DOI: 10.47619/2713-2617.zm.2020.vlll:31-37.
4. Авдеев, А. И. Особенности современной системы повышения квалификации врачей-урологов в условиях непрерывного медицинского образования / А. И. Авдеев, О. В. Золотухин, Ю. Ю. Мадыкин, М. В. Кочетов, Ю. А. Аносова // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. — 2016. — № 64. — С. 98-103.
5. Резников, А. Система непрерывного медицинского образования в Германии / А. Резников // West Kazakhstan Medical Journal. — 2019. — № 3(61). — С. 189-193.
6. Гельман, В.Я. Преподавание математических дисциплин в медицинском вузе / В. Я. Гельман, Л. А. Ушверидзе, Ю. П. Сердюков // Образование и наука. — 2018. — Т. 20. — № 2. — С. 88-107. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-88-107.
7. Аксенова, Е.И. Перспективы внедрения новой модели медицинской сестры в столичное здравоохранение: ожидаемые эффекты и возможные риски / Е. И. Аксенова, О. А. Александрова, А. В. Ярашева, Ю. С. Ненахова // Здравоохранение Российской Федерации. — 2020. — Т. 64. — № 5. — С. 236-242. DOI: 10.46563/0044-197X-2020-64-5-236-242.
8. Гельман В.Я. Организация последипломного обучения информационным технологиям в условиях непрерывного медицинского образования / В. Я. Гельман, С. В. Ланько, Ю. П. Сердюков // Современное образование. — 2018. — № 3. — С. 41-50. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.24735.
9. Баринов, Э. Ф. Основные принципы создания вариативного курса на теоретических кафедрах медицинского вуза / Э. Ф. Баринов, О. И. Николенко, А. О. Балыкина, Н. Н. Бондаренко // Непрерывное образование: XXI век. — 2017. — № 3(19). — С. 52-64.
10. Александрова, О.А. Управленческие кадры в московском здравоохранении: поиск ответов на актуальные вопросы / О. А. Александрова, А. В. Ярашева, Е. И. Аксенова, Н. В. Аликперова, Ю. С. Ненахова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2019. — Т. 27. — № S. — С. 522-528. DOI: 10.32687/0869-866X-2019-27-si1-522-528.
11. Васильева, Е.Ю. Подготовка студентов-медиков к работе с пациентом: психолого-педагогический аспект / Е. Ю. Васильева, Т. В. Тагаева. —LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2016. — 190 с.
12. Швиренко, И.Р. Медицинские тренажеры: применение в клинической и педагогической практике / И. Р. Швиренко, И. В. Зубенко, И. В. Терещенко, Е. С. Поважная, И. В. Пеклун, Н. Д. Мирошниченко // Вестник физиотерапии и курортологии. — 2018. — Т. 24. — № 3. — С. 149-153.
13. Захарченко, Т.Е. Применение симулятора эндоскопической хирургии в процессе обучения / Т. Е. Захарченко // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2019. — Т. 9. — № 10. — С.431.СтатьяПоступила: 10.01.2021
Опубликована: 23.03.2021
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAАлександрова, О. А., Ярашева, А. В., & Ненахова, Ю. С. (2021). Профессиональная подготовка врачей: эксперты о проблемах образовательного процесса (часть вторая). Народонаселение, 24(1), 54-65. https://doi.org/10.19181/population.2021.24.1.6РазделЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - Азиза Викторовна Ярашева Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия baktriana@rambler.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-6041-7700
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77 - 78718 20.07.2020
Издатель:
Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской ФНИСЦ РАН
Главный редактор
член-корр. РАН, доктор социологических наук, профессор, директор
ИСЭПН ФНИСЦ РАН
Вячеслав Вениаминович Локосов
ISSN 1561-7785 (Print)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1996 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 117218, Москва, Нахимовский пр-т,
д. 32
Тел.: +7 (499) 129-08-01
E-mail: isesp-population@yandex.ru