Развитие демографического образования в высших учебных заведениях России

Научная статья
  • Кристина Владимировна Чернова Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия chernova_kristina@rambler.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4375-8447
  • Елена Борисовна Бедрина Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия bedrina1967@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7420-7499
    elibrary Author_id 137528
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 18-010-01049 «Методология и методика системной оценки взаимосвязи средовых факторов и здоровья населения в задаче устойчивого развития регионов России».
Для цитирования
Чернова К. В., Бедрина Е. Б. Развитие демографического образования в высших учебных заведениях России // Народонаселение. 2020. Том 23. № 4. С. 125-139. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2020.23.4.12

Аннотация

В статье проведена оценка доступности демографического образования в российских вузах на основе анализа информации, размещенной на сайтах образовательных программ высших учебных заведений, вошедших в рейтинг 100 лучших вузов Российской Федерации, составленный исследовательской компанией «РАЭКС-Аналитика» в 2019 году. Группировка вузов проведена в разрезе их профиля, специализации и территориального размещения. Мониторинг образовательных программ — в разрезе ступеней образования и направлений. В результате исследования выявлено, что в образовательных программах 75% российских вузов, включенных в выборку, в той или иной степени присутствуют демографические дисциплины. Наиболее развито демографическое образование в многопрофильных вузах. Демографические дисциплины включены практически во все образовательные программы профессиональной подготовки студентов направления «Социология». Сделан вывод о неравенстве в доступности демографического образования, т.к. оно в большей мере сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, а также в городах Приволжского федерального округа. Кроме того, были выявлены такие перекосы в развитии демографического образования, как недостаток дисциплин инструментального характера и слабая включенность дисциплин демографического профиля в экономические программы. В результате исследования даны рекомендации, направленные на расширение круга студентов, изучающих демографию, формирование преемственности в образовательных программах бакалавриата и магистратуры и включение в них демографических дисциплин инструментального характера. Авторы считают, что расширение взаимодействия вузов с местными органами власти в вопросах подготовки специалистов будет способствовать развитию демографического образования.
Ключевые слова:
демографическое образование, высшее учебное заведение, направления подготовки, образовательные программы

Биографии авторов

Кристина Владимировна Чернова, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
стажер-исследователь
Елена Борисовна Бедрина, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
кандидат экономических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; старший научный сотрудник Института экономики Уральского отделения РАН

Литература

1. Боярский, А.Я. Курс демографической статистики / А. Я. Боярский. — Москва: Госпланиздат, 1945. — 264 с.

2. Лобжанидзе, А.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по географии / А. А. Лобжанидзе, Э. М. Амбарцумова, В. В. Барабанов, С. Е. Дюкова. — Москва: Федеральный институт педагогических измерений, 2019. — 27 с.

3. Ткаченко, А.А. История и современные проблемы преподавания курса «Демография»: российская специфика / А. А. Ткаченко // Демографическое образование и изучение народонаселения в университетах. — Москва: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — C. 195-204.

4. Bagirova, A. The formation of demographic competencies of public servants as a new feature of Russian education / A. Bagirova, A. Voroshilova // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. — Albena: STEF92 Technology, 2014. — P. 955-962.

5. Chopra, G. Population geography / G. Chopra. — New Delhi: Commonwealth Publishers, 2006. — 311 p.

6. Dasvarma, G. L. The importance of population studies and the state of technical demographic training in Asia / G. L. Dasvarma. // Asian Population Studies. — 2010. — Vol. 6. — No. 1. — P. 1-2.

7. Willekens, F. Demographic training: Europe / F. Willekens // IUSSP Seminar on Demographic Training in the Third Millennium. — Groningen: Population Research Centre, 2001. — P. 25-28.

8. Menken, J. Training and support of developing-country population scientists: A panel report / J. Menken, A. K. Blanc, C. B. Lloyd. — New York: Population Council, 2002. — 110 p.

9. Мамыканова, Б.K. социально-демографическая культура образования / Б. К. Мамыканова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 42. — С. 158-162.

10. Калмыкова, Н.М. Траектории преподавания демографии в вузе / Н. М. Калмыкова // Вести Московского университета. — 2015. — № 2. — С. 17-26.

11. Зверева, Н. В. Университетская школа исследований народонаселения Д. И. Валентея / Н. В. Зверева // Федерализм=Federalism: Теория. Практика. История. — 2015. — № 2. — С. 113-124.

12. Крепс, Т.В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения / Т. В. Крепс // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2019. — № 1. — С. 115-120.

13. Калабихина, И.Е. Междисциплинарный подход в преподавании демографии в вузах / И. Е. Калабихина // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2017. — № 1. — С. 169-173.

14. Ткаченко, А.А. Экономика народонаселения versus экономическая демография / А. А. Ткаченко // Статистика и Экономика. — 2017. — № 5. — С. 94-104.

15. Горбанев, В.А. Ещё раз о единой географии / В. А. Горбанев // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 10. — С. 53-58.

16. Антонян, Ю.М. Криминология будущего: междисциплинарные научные связи / Ю. М. Антонян // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — № 4. — С. 67-75.
Статья

Поступила: 02.08.2020

Опубликована: 16.12.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Чернова, К. В., & Бедрина, Е. Б. (2020). Развитие демографического образования в высших учебных заведениях России. Народонаселение, 23(4), 125-139. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.4.12
Раздел
ДЕМОГРАФИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ