Неустойчивость условий занятости научно-педагогических кадров как фактор формирования академического прекариата
Для цитирования
Файман Н. С. Неустойчивость условий занятости научно-педагогических кадров как фактор формирования академического прекариата // Народонаселение. 2019. Том 22. № 4. С. 103-114. DOI: https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00042
Аннотация
В статье рассматриваются факторы изменения условий занятости научно-педагогических работников в условиях трансформации российских научных исследовательских организаций. Прекаризация научно-педагогических кадров не специфична для Российской Федерации, она вписана в общемировой тренд. Однако существуют и предпосылки, связанные с трансформацией постсоветской науки и образования. Факторами прекаризации подобного рода выступают: срочные контракты, для профессиональной деятельности требуется их регулярное продление, а сам срок контракта является обозначением статуса работника; недостаточность оплаты труда, ее нестабильность и зависимость от эффективного контракта и иных внешних факторов; совместительство нескольких мест работы; условия эффективного контракта; увеличение внеаудиторной нагрузки преподавателей, в том числе административной; грантовая система финансирования научных исследований; увеличение внеаудиторной и "домашней" нагрузки академических работников. Выявляются и анализируются признаки неустойчивости труда научно-педагогических кадров, такие как рост совместительства; увеличение доли оплаты труда, зависящей от выполнения условий эффективного контракта; снижение престижа академической профессии; усиление опасений потери работы из-за сокращения численности научно-педагогических кадров в вузах и научных организациях. Совокупно влияние различных проявлений неустойчивости не только трансформирует саму академическую профессию, но и сокращают научный потенциал исследователей и преподавателей, являются причиной оттока специалистов в иные сферы. Эмпирической базой исследования является анализ вторичных данных и данных собственного качественного исследования, серия глубинных интервью по проблеме деформации профессиональной деятельности научно-педагогических кадров. Они также свидетельствуют о непродуктивном воздействии новых условий академического контракта на содержание деятельности.
Ключевые слова:
неустойчивость условий занятости, признаки прекаризации, академический прекариат, научно-педагогические кадры, эффективный контракт
Литература
Бобков В. Н, Черных Е. А. Влияние неустойчивой занятости на переходы молодежи на рынке труда//Уровень жизни населения регионов России. — 2014.— № 3(193). — С. 23-SS.
Шкаратан О.И., Карачаровский В.В., Гасюкова Е.Н. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 1994-2013 гг.) // Социологические исследования. — 2015. - № 12 (380). - С. 99-110.
Asheulova Nadia A., Kolchinsky Eduard I. How Russian science is being reconstructed? (The historical-sociological analysis of reforms for the last 20 years) // Социология науки и технологий. - 2013. - № 1. - С. 53-67.
Дежина И.Г. Основные направления реформ в российской науке: цели и результаты // Ин¬формационное общество. — 2006. — Вып. 1. — С. 50-56.
Шматко Н. А. Научный капитал как драйвер социальной мобильности ученых // Форсайт. — 2011. - Т.5. - №3. - С. 16-32
Юдкевт М., Козьмина Я., Бейн О., Давыдова И. Динамика академической профессии в России // Высшая школа экономики. Серия WP10 «Научные доклады Института институциональных исследований». Препринт. — 2013.
Курбатова М. В., Донова И.В. Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Journal of Institutional Studies. — 2019. — № 11. — С. 122-145.
Курбатова М. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies. — 2016. — №3. - C. 116-136.
Кулешова А. В., Подвойский Д. Г. Парадоксы публикационной активности в поле современной российской науки: генезис, диагноз, тренды // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2018. — № 4. — С. 169-210.
Курбатова М. В., Донова И.В., Каган Е. С. Оценка изменений положения преподавателей российских вузов // Мир России. — 2017. — № 3. — С. 90-116.
Темнова Л.В., Файман К. С. Нестабильные условия занятости как фактор деформации деятельности ученого // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2019. - № 2(70).-С. 209-212.
Джейкоб Джоан, Ламари Моктар Детерминанты продуктивности научных исследований в сфере высшего образования: эмпирический анализ // Форсайт. — 2012. — № 3. — С. 40-50
Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия: конфликт и взаимодействие. // Социологические исследования. — 2011. — № 7. — С. 37-47.
Shevchuk A., Strebkov D., Davis S.N. The Autonomy Paradox: How Night Work Undermines Subjective Well-Being of Internet-Based Freelancers // Industrial and Labor Relations Review. 2019. Vol. 72. No 1. P. 75-100.
Ellis V., McNicholl J., Blake A., McNally J. Academic work and proletarianisation: A study of higher education-based teacher educators // Teaching and Teacher Education. 2014. No 40, P. 33-43.
Standing G. Precariat Charter: From Denizens to Citizens. London. Bloomsbury. 2014.440 p.
Шкаратан О.И., Карачаровский В.В., Гасюкова Е.Н. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 1994-2013 гг.) // Социологические исследования. — 2015. - № 12 (380). - С. 99-110.
Asheulova Nadia A., Kolchinsky Eduard I. How Russian science is being reconstructed? (The historical-sociological analysis of reforms for the last 20 years) // Социология науки и технологий. - 2013. - № 1. - С. 53-67.
Дежина И.Г. Основные направления реформ в российской науке: цели и результаты // Ин¬формационное общество. — 2006. — Вып. 1. — С. 50-56.
Шматко Н. А. Научный капитал как драйвер социальной мобильности ученых // Форсайт. — 2011. - Т.5. - №3. - С. 16-32
Юдкевт М., Козьмина Я., Бейн О., Давыдова И. Динамика академической профессии в России // Высшая школа экономики. Серия WP10 «Научные доклады Института институциональных исследований». Препринт. — 2013.
Курбатова М. В., Донова И.В. Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Journal of Institutional Studies. — 2019. — № 11. — С. 122-145.
Курбатова М. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies. — 2016. — №3. - C. 116-136.
Кулешова А. В., Подвойский Д. Г. Парадоксы публикационной активности в поле современной российской науки: генезис, диагноз, тренды // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2018. — № 4. — С. 169-210.
Курбатова М. В., Донова И.В., Каган Е. С. Оценка изменений положения преподавателей российских вузов // Мир России. — 2017. — № 3. — С. 90-116.
Темнова Л.В., Файман К. С. Нестабильные условия занятости как фактор деформации деятельности ученого // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2019. - № 2(70).-С. 209-212.
Джейкоб Джоан, Ламари Моктар Детерминанты продуктивности научных исследований в сфере высшего образования: эмпирический анализ // Форсайт. — 2012. — № 3. — С. 40-50
Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия: конфликт и взаимодействие. // Социологические исследования. — 2011. — № 7. — С. 37-47.
Shevchuk A., Strebkov D., Davis S.N. The Autonomy Paradox: How Night Work Undermines Subjective Well-Being of Internet-Based Freelancers // Industrial and Labor Relations Review. 2019. Vol. 72. No 1. P. 75-100.
Ellis V., McNicholl J., Blake A., McNally J. Academic work and proletarianisation: A study of higher education-based teacher educators // Teaching and Teacher Education. 2014. No 40, P. 33-43.
Standing G. Precariat Charter: From Denizens to Citizens. London. Bloomsbury. 2014.440 p.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Файман, Н. С. (2019). Неустойчивость условий занятости научно-педагогических кадров как фактор формирования академического прекариата. Народонаселение, 22(4), 103-114. https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00042
Раздел
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА