Рассогласованность рынка труда и системы профессиональной ориентации в России

  • Анатолий Александрович Овсянников Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации aovsianikov.1950@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3358-0123
    Elibrary Author_id 755684
    ResearchID B-9066-2018
  • Людмила Валентиновна Лакеева Московский государственный институт (университет) международных отношений (МГИМО Министерства иностранных дел Российской Федерации) LakeevaLV@yandex.com
Для цитирования
Овсянников А. А., Лакеева Л. В. Рассогласованность рынка труда и системы профессиональной ориентации в России // Народонаселение. 2019. Том 22. № 4. С. 62-77. DOI: https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00039

Аннотация

В статье поднимается проблема рассогласованности российской системы образования и рынка труда. Эффективное функционирование рынка труда и института образования невозможно без налаженного механизма социального обмена. Однако реалии таковы, что рынок образовательных услуг сегодня существует практически параллельно рынку труда, фактически с ним не пересекаясь. Проведённый контент-анализ документов позволил выявить ключевые для российского рынка труда проблемы. Среди таковых: дефицит одних специалистов при явном недостатке других, высокий уровень «молодежной» безработицы, отсутствие спроса на высококачественные знания и, как результат, низкая конкурентоспособность на мировом рынке, отставание в развитии технологий. В системе образования также немало проблем. Наиболее выраженными являются: отток квалифицированных кадров и талантов за рубеж, недостаточное финансирование научно-исследовательского сообщества, снижение престижа и качества образования, формирование «клипового» мышления у молодежи. Все попытки государства выйти из кризисного состояния сводятся лишь к косметической обработке следствий, и игнорированию фундаментальных причин. В ходе проведенного анализа выяснилось, что первопричиной рассогласованности института образования и рынка труда является неспособность образовательных учреждений гибко реагировать на изменения рынка труда и прогнозировать его потребности. Фактически, в большинстве российских школ не существует единой системы профессиональной ориентации. В школах используется формальный подход к профориентации молодежи — в лучшем случае проводятся разовые тестирования и раздаются буклеты коммерческих ВУЗов. Наладить механизм социального обмена между институтом образования и рынком труда способна единая, системная модель профориентации, основанная на отношениях взаимовыгодного сотрудничества.
Ключевые слова:
социология образования, профессиональные установки, профессиональные траектории, социология рынка труда, профессиональные навыки и умения, методы профориентационной работы

Биографии авторов

Анатолий Александрович Овсянников, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
доктор экономических наук, профессор Института бизнеса и делового администрирования
Людмила Валентиновна Лакеева, Московский государственный институт (университет) международных отношений (МГИМО Министерства иностранных дел Российской Федерации)
магистр социологии

Литература

К 2030 году автоматизация лишит работы 800 млн. человек по всему миру. Журнал о технологиях Хайтек. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://hightech.fm/2017/ll/30/automation - 2030 (дата обращения: 25.04.2019).



Зарплатные индексы Superjob (SJI). Исследовательский центр портала Superjob.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.superjob.ru/paymentindex/ (дата обращения: 24.04.2019).



Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда РФ. Прогнозирование потребности в профессиональных кадрах в Российской Федерации: оценка текущей ситуации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.vcot.info/news/ekspert-vnii-truda-predstavila-rezultaty-analiza-regionalnogo-opyta-v-sfere-prognozirovaniya-potrebnosti-v-kadrah/ (дата обращения: 24. 05. 2019).



Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив. «Сколково». [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 27.04.2019).



В. Бутенко, К. Полунин. Россия 2025: от кадров к талантам. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/ll/ Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 27.04.2019).



The new OECD Jobs Strategy. Good jobs for all in a changing world of work. [Электронный ре¬сурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org/russia/jobs-strategy-RUSSIA-EN.pdf (дата обращения: 27.04.2015).



Мировой атлас данных. Расходы на НИОКР, в % к ВВП. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics/Исследования-и-разработки/Затраты-на-НИОКР/Расходы-на-НИОКР-в-persent-к-ВВП (дата обращения:29.04.2019).



Тоффлер Э. Шок будущего, 1970.- М.: ACT, 2008.- 560 с.



Тридцать фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata. Янгспейс. 2017. №11. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi (дата обращения 04.05.2019).



Needs analysis in classroom digitalization projects. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.academia.edu/17145379/Needs_analysis_in_classroom digitalization projects. (дата обращения: 18.05.2019)



Работа по-американски: как выбирают профессии за рубежом. Скандинавские страны: обязательная практика. Образовательный портал Учёба.ru. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.ucheba.ru/article/3958 (дата обращения: 23.05.2019).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Овсянников, А. А., & Лакеева, Л. В. (2019). Рассогласованность рынка труда и системы профессиональной ориентации в России. Народонаселение, 22(4), 62-77. https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00039
Раздел
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА